Водитель автобуса

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

водителя автобуса (лица, управляющего автобусом)

(Пункты могут быть изменены применительно к работе вашей организации)

Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права водителя, осуществляющего перевозку пассажиров и багажа в маршрутных автобусах в организации.

2. В случае возникновения критической ситуации, водитель автобуса обязан применить все знания и навыки, а также все зависящие от него меры по устранению угрозы жизни и здоровью пассажиров автобуса.

3. Водитель должен знать:

  • Правила дорожного движения, административную ответственность за их нарушение;
  • Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.);
  • Инструкции по технике безопасности и противопожарной защите;
  • Обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а также расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования;
  • Расположение конечных станций маршрутов;
  • Особенности вождения автобусов в осенне-зимних условиях;
  • Режимы труда и отдыха водителей автобуса;
  • Правила перевозки пассажиров и багажа;
  • Правила содержания автобуса, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.);
  • Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автобуса;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Правила и нормы охраны труда.

Обязанности

1. Соблюдать график движения автобуса, согласно обслуживаемому маршруту, при этом, не превышая разрешенных скоростей и не нарушая технологических требований транспортного средства.

2. Перед выходом на маршрут проверить:

  • Внешнее и внутреннее состояние автобуса, заправку его расходными материалами;
  • Состояние автомобильных шин и зеркал заднего вида;
  • Исправность работы аварийных выходов, систем, узлов, агрегатов и приборов, влияющих на безопасность движения;
  • Работу систем вентиляции, отопления и переговорного устройства;
  • Укомплектованность инструментом, огнетушителями, аптечкой, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами;
  • Наличие и состояние указателей маршрута.

3. Перед выездом на линию убедиться в полноте и правильности заполнения всех реквизитов путевого листа, выезжать из гаража (со стоянки) только по правильно оформленным путевым листам.

4. Проверять техническое состояние автомобиля перед выездом на линию, подписывать путевой лист у механика (или ответственного за техническое состояние или эксплуатацию) о технически исправном состоянии автобуса.

5. Проходить ежедневный предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр.

6. В случае заболевания и/или плохого самочувствия водителя, а также в случае обнаружения неисправности в транспортном средстве, которая может угрожать безопасности дорожного движения, незамедлительно информировать ответственное лицо о невозможности выхода на линию.

7. Водитель автобуса на линии обязан:

  • Иметь опрятный вид, быть в форменной одежде утвержденного образца и при себе водительские права с соответствующей категорией;
  • Аккуратно относиться к прикрепленному за ним автобусу, следить за его техническим состоянием;
  • На остановках, продолжительность которых превышает 5 минут, в обязательном порядке выключать двигатель транспортного средства;
  • Безукоризненно следовать распоряжениям диспетчеров и других работников, касающихся перевозки пассажиров и обеспечения безопасности дорожного движения;
  • В случае работы двух водителей согласно графику, погодных условий и состояний дороги проводить смену за рулем в пунктах, указанных в путевом листе. Каждую смену в рейсе подтверждать росписью водителя, принимающего управление транспортным средством;
  • По прибытию на конечный пункт маршрута, произвести отметку в путевом листе о времени прибытия и передать путевой лист диспетчеру;
  • В случае работы по специальным, туристическим и экскурсионным маршрутам руководствоваться утвержденным с заказчиком графиком движения и документацией, регламентирующей обслуживание пассажиров: туристов, иностранных туристов и делегаций;
  • При перевозке детей установить на видном месте на передней и задней сторонах автобуса знак «Дети», а так же руководствоваться правилами дорожного движения и инструкцией о порядке перевозки детей автотранспортом.

8. При работе водителя автобуса на городских маршрутах:

  • Объявлять остановки, внимательно следить за посадкой и высадкой пассажиров, напоминать об оплате за проезд. Начинать движение транспортного средства только после полного закрытия всех дверей автобуса;
  • На остановках подъезжать вплотную к тротуару и останавливаться в зоне указанной дорожными знаками;
  • На конечных остановках проверять салон автобуса на предмет оставленных или забытых вещей, а в случае их обнаружения сдавать диспетчеру.

9. Перед отправкой автобуса в рейс объявить пассажирам по громкой связи состав обслуживающего экипажа, маршруте следования, предстоящих промежуточных остановках и предполагаемом времени прибытия в конечный пункт, а так же проинструктировать пассажиров о пользовании аварийными выходами.

10. Производить остановку автобуса с соблюдением правил дорожного движения и разметки на всех остановках маршрута, предусмотренных расписанием. Производить посадку пассажиров в автобус исходя из технических норм вместимости транспортного средства.

11. На междугородных и международных рейсах предусматривать размещение багажа в правых багажных отсеках.

12. На остановках в пути следования междугородных и пригородных маршрутов, где отсутствуют кассы, лично осуществлять продажу билетов пассажирам на проезд и провоз багажа.

13. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания.

14. Производить экстренные остановки автобуса по просьбе пассажиров. В случае плохого самочувствия пассажира, оказывать первую медицинскую помощь, используя имеющиеся в аптечке медицинские препараты и приборы.

15. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки, доложить о неисправности диспетчеру.

16. В случае переутомления и/или плохого самочувствия в пути передать управление транспортным средством второму водителю, в случае его отсутствия остановить автобус. В случае невозможности продолжать работу, принять меры по вызову сменщика или другого автобуса из ближайшего автопарка.

17. При совершении дорожно-транспортного происшествия и/или несчастного случая руководствоваться правилами дорожного движения, а также сообщить о случившемся диспетчеру.

18. По требованию водителя неисправного автобуса принять его пассажиров, на основании купленных ими билетов. Зафиксировать номера билетов в своем билетно-учетном листе.

19. При температуре воздуха ниже 5°C, включать отопление салона.

20. По прибытии на промежуточный и/или конечный пункт водитель обязан:

  • Произвести остановку автобуса в специально отведенном месте, не создавая помех движению другого транспорта и пешеходов, поставить его на ручной тормоз, заглушить двигатель и включить первую или вторую передачу. Проинформировать пассажиров об остановке и её продолжительности;
  • На междугородных и международных маршрутах, по прибытию на конечную станцию следования, объявить по громкой связи пассажиром о завершении поездки, осмотреть салон на наличие забытых вещей и выдать пассажирам багаж.

21. При необходимости дозаправки автобуса на маршруте, произвести высадку пассажиров вне зоны заправочной станции, произвести заправку при выключенном двигателе.

22. По прибытию автобуса в парк:

  • Проинформировать главного механика обо всех неисправностях, обнаруженных в дороге, произвести вместе с механиком осмотр транспортного средства и при необходимости оформить протокол учета неисправностей;
  • Произвести у диспетчера соответствующую прибытию отметку в путевом листе, зафиксировать остаток горючего, показания спидометра и сдать путевой лист ответственному лицу;
  • В случае выполнения водителем обязанностей кондуктора, сдать и отчитаться в выручке за смену, в соответствии с установленным порядком заполнить и сдать соответствующие документы;
  • Сообщить и заполнить все необходимые документы в случае нарушений правил дорожного движения и/или дорожно-транспортных происшествий;
  • Зафиксировать в журнале дежурного диспетчера замечания обо всех выявленных на маршруте недостатках, а также свои предложения по их устранению.

Права

1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

2. Прекратить (с немедленным уведомлением руководителя) эксплуатацию автобуса в случае его неисправности и при несоответствии применяемых горюче-смазочных материалов и запасных частей техническим условиям

3. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей инструкции.

Ответственность

1. Водитель автобуса несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:

  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя;
  • Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач;
  • Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях;
  • Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;
  • Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, правил дорожного движения, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам;
  • Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.