Инструкция ОТ.01

По охране труда для водителей автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1 К управлению служебным автомобилем допускаются лица имеющие стаж вождения не менее 2 лет, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории, прошедшие соответствующие медицинские осмотры, инструктажи, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда и соответствующую квалификацию.

1.2 Водитель, не прошедший своевременно инструктажи по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, не допускается к управлению автомобилем.

1.3 Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

1.4 Продолжительность рабочего времени водителя не должна превышать 40 часов в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком, утверждёнными работодателем.

1.5 При выполнении работ на водителя автомобиля возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • вывешенный автомобиль или его агрегаты — представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить водителя;
  • горячая охлаждающая жидкость и пар — при попадании на кожу вызывают ожоги;
  • легковоспламеняющиеся вещества (жидкости, газы) — в процессе обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной пожара и взрыва;
  • газы и другие токсичные вещества — попадая через органы дыхания в организм человека, могут привести к тяжёлым отравлениям;
  • оборудование, инструменты и приспособления — при неправильном использовании или при их неисправности приводят к травмам. Запрещается пользоваться инструментами, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован;
  • падение водителя в результате его неосторожных действий при выходе из кабины автомобиля.

1.6 Водитель автомобиля должен быть обеспечен специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог и Коллективным договором.

1.7 Водитель автомобиля должен соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.8 Все замеченные во время работы на линии неисправности автомобиля, водитель должен попытаться исправить собственными силами, а при невозможности исправить необходимо сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.

1.9 Водитель автомобиля должен соблюдать правила личной гигиены.

1.10 За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1 Перед выездом на линию водитель автомобиля должен:

2.1.1 Пройти предрейсовый медосмотр.

2.1.2 Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии.

2.1.3 Проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиля.

При осмотре особое внимание обратить на:

  • исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, глушителя и т.д.;
  • отсутствие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости;
  • давление воздуха в шинах и их исправность;
  • укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями, инвентарём и их исправность.

2.2 Перед пуском двигателя водитель автомобиля должен:

  • отключить и отсоединить элементы подогрева;
  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • проверить герметичность системы питания;
  • проверить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих на газовом топливе).

2.3 Водителю автомобиля запрещается:

  • подогревать двигатель, коробку передач и картеры ведущих мостов открытым огнем;
  • производить пуск двигателя путем буксировки.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1 При работе на линии водитель автомобиля должен:

3.1.1 Начинать движение автомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения.

3.1.2 Перед выходом из кабины:

  • выключить зажигание или перекрыть подачу топлива;
  • затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в попутном, так и во встречном направлениях;
  • не выходить из кабины автомобиля во время движения.

3.1.3 После выхода из кабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить под колёса противооткатные упоры (башмаки).

3.1.4 Своевременно очищать грязь, снег и лёд с подножек. Не допускать попадания на них масла и топлива.

3.1.5 Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем двигателе, чтобы не получить отравление оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

3.1.6 Перед началом движения автомобиля задним ходом убедиться, что этот маневр не создаст опасности и что поблизости нет людей. Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточной видимости или недостаточного обзора требовать выделения человека для организации движения автомобиля.

3.1.7 Открывать пробку радиатора или расширительный бачок системы охлаждения на горячем двигателе — в рукавице или накрыв её ветошью. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.1.8 Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.

3.1.9 Для перелива бензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.

3.1.10 В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути, работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

3.1.11 При заправке автомобиля топливом в зимнее время заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.

3.1.12 Если при пуске на заправочной станции двигатель автомобиля работает с хлопками, то водитель автомобиля обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

3.1.13 Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля — запрещается.

3.1.14 Не допускать лиц, сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нём не предусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее чем на 15 см.

3.1.15 Проверять соответствие укладки и надёжность крепления грузов и тентов на подвижном составе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случае обнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов — потребовать от лица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.

3.1.16 Перевозить стеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причём она должна устанавливаться вертикально.

3.1.17 При загрузке кузова автомобиля навалочным грузом — следить, чтобы он не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова.

3.1.18 Следить, чтобы штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправным такелажем (канатами, верёвками). Запрещается пользоваться металлическим канатом и проволокой.

3.1.19 Следить, чтобы бочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенных бочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применять вместо деревянных клиньев другие предметы.

3.1.20 Перевозить пылящие грузы в открытых кузовах оборудованных пологами и уплотнителями.

3.1.21 Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.

3.1.22 Перевозить грузы, превышающие допустимые габариты в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

3.1.23 Очистить кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т.п..

3.1.24 При отсутствии колесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указаний о минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое можно подъезжать для разгрузки.

3.1.25 Ставить свой автомобиль не ближе 2 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 2 м от автомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.

3.1.26 При постановке автомобиля для погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 1 м между зданием и автомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.

3.1.27 В случаях когда при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателя обнаружены нарушения правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастному случаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя или грузополучателя.

3.1.28 При остановке и стоянке на неосвещённых участках дороги в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, включать габаритные или стояночные огни автомобиля.

3.1.29 При вынужденной остановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведения ремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки и включить аварийную сигнализацию.

3.1.30 При работе под автомобилем располагаться так, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги.

3.1.31 В случае необходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала устанавливать упоры или фиксаторы кузова.

3.1.32 При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.

3.2 Водителю автомобиля запрещается:

  • выполнять какие-либо работы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов;
  • на заправочном пункте пользоваться открытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы, заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива, разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
  • курить и использовать открытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке взрывоопасных грузов;
  • перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;
  • загораживать грузом двери кабины;
  • грузить длинномерные грузы выше стоек коников;
  • во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться в кабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действия грузоподъёмного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);
  • перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;
  • перевозить детей в кузове грузового автомобиля, даже оборудованного для перевозки людей;
  • перевозить людей на безбортовых платформах на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвала и специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузове автомобиля с контейнерами;
  • перевозить в кабине, кузове и салоне количество людей больше, чем это указано в паспорте завода-изготовителя;
  • перевозить людей на подножках, крыльях и бамперах и бортах, стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытых дверях подвижного состава;
  • перевозить в холодное время года пассажиров, грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове;
  • подавать автомобиль на погрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения;
  • ставить автомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
  • допускать к ремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1 При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, водитель автомобиля должен:

4.1.1 Немедленно прекратить работу и известить непосредственного руководителя о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, а также о любом несчастном случае с участием других работников предприятия, свидетелем которого он был.

4.1.2 Оперативно принять меры по устранению причины аварии или ситуации, которая может привести к авариям или несчастным случаям.

4.2 При возникновении в здании пожара, задымлении:

4.2.1 Немедленно сообщить по телефону «01» или «112» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании на пост охраны.

4.2.2 Открыть запасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.

4.2.3 Приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.

4.2.4 Организовать встречу пожарной команды.

4.2.5 Покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

4.3 При несчастном случае:

4.3.1 Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию.

4.3.2 Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

4.3.3 Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1 По окончании работы водитель автомобиля обязан:

5.1.1 Перед постановкой на место стоянки автомобиля оборудованного системой подогрева — убедиться в отсутствии утечки топлива.

5.1.2 Вымыть руки с мылом, очистить одежду, соблюдать правила личной гигиены.

5.1.3 Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.