Инструкция ОТ.09

Меры безопасности при вождении автопоездов

1.Общие требования безопасности.

1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок работы водителя при вождении автопоездов.

1.2. Все водители должны пройти медицинское переосвидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

1.3. Каждый водитель должен пройти обучение и уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

2. Меры безопасности при вождении автопоездов.

Водитель при управлении автопоездом должен:

2.1. Проявлять особую осторожность и не развивать чрезмерно высоких скоростей даже на ровных участках дорог с твердым покрытием.

2.2. Трогание с места груженого автопоезда начинать только на первой передаче, при этом необходимо повышать обороты больше, чем обычно, и одновременно плавно опускать педаль сцепления. Значительные ускорения, замедления и торможения рывком вызывают резкие усилия на крюке, накат прицепа на автомобиль, дерганье, что вызывает занос, а иногда и опрокидывание автомобиля и прицепа.

2.3. На подъемах, во избежание сильных рывков и дерганья автомобиля, следует заблаговременно включить такую передачу, на которой можно преодолеть весь подъем. Переключение передач на подъемах необходимо производить быстро, так как медленное переключение может привести к складыванию автопоезда, скатыванию его с уклона и аварии.

2.4. Для недопущения заноса и опрокидывания прицепа, особенно на мокрых и скользких дорогах и поворотах, не применять резкого торможения. В этом случае необходимо плавно снижать скорость и плавно притормаживать автомобиль.

2.5. На крутых спусках, в целях сохранения устойчивости автомобиля и предотвращения заносов, движение следует осуществлять медленно, рулевое колесо поворачивать осторожно.

2.6. Для того, чтобы не допускать виляния прицепа, автопоезд необходимо вести внатяжку так, чтобы дышло прицепа работало на растяжение. Для устранения возникшего виляния прицепов во время движения снижать скорость, а для гашения подергивания — применять короткий разгон.

2.7. Для предупреждения столкновений со встречными машинами, особенно на поворотах и запыленных участках дороги, до встречи с автомобилем, нужно несколько снижать скорость движения автопоезда и включать днем дальний свет; в момент встречи несколько увеличивать скорость, чем обеспечивать устойчивость прицепа и недопущение аварии.

2.8. При встречных разъездах ночью необходимо переключить свет фар с дальнего на ближний, на узких дорогах с глубокими кюветами, во избежание заносов и опрокидывания прицепа, остановить автопоезд, включить подфарники и пропустить встречные автомобили.