Производственная санитария

Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Основным нормативным документом, регламентирующим основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей, является «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4616-88 от 5 мая 1988 г.

Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

Оптимальные микроклиматические условия – сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции.

Допустимые микроклиматические условия — сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызывать изменения теплового состояния организма, не выходящие за пределы физиологических возможностей.

Тепловое состояние организма влияет на работоспособность человека. Перегрев и переохлаждение вызывают быстрое утомление, снижение производительности труда, возможны простудные заболевания.

Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине (салоне) автомобиля оптимальных (табл. 3.1) или допустимых (табл. 3.2 и 3.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 3.1

Сезон года Типы автомобилей Температура воздуха, град. С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более
Холодный и переходный периоды года Легковые грузовые и автобусы 20 — 30 60 – 40 0,2
Холодный и переходный периоды года Легковые грузовые и автобусы 18 — 20 60 – 40 0,2
Теплый период года Легковые грузовые и автобусы 20 — 25 60 – 40 0,2
Теплый период года Легковые грузовые и автобусы 21 — 23 60 – 40 0,2

Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года.

Таблица 3.2

Типы автомобилей Температура воздуха, град. C Относительная влажность, %, не более Скорость движения воздуха, м/с, не более
Легковые 19 — 25 75 0,2
Грузовые и автобусы 17 — 23 75 0,3

Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 град. C. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл. 3.1, при обеспечении оптимальных параметров микроклимата или в пределах величин, приведенных в табл. 3.2 и 3.3, для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.

Таблица 3.3

Типы автомобилей Температура воздуха, град. C Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более
Легковые, грузовые и автобусы Не более чем на 3 град.
С выше средней температуры наружного воздуха в 13 часов
самого жаркого месяца, но не более 28 град. С
При 28 град. C не более 55 При 27 град. C не более 60 При 25 град. C не более 70 При 24 град. C не более 75 0,2-0,5

Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления, поступающего в кабину (салон) воздуха с тем, чтобы в кабине водителя (салоне) обеспечивались нормативные параметры микроклимата.

Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины (салона).

Допустимые уровни шума и вибрации

Шум является одним из распространенных факторов внешней среды, неблагоприятно воздействующих не человека. Воздействие шума приводит к появлению профессиональных заболеваний и может явиться также причиной несчастного случая. Источниками производственного шума являются машины, оборудование и инструмент.

Шум определяют как звук, оцениваемый негативно и наносящий вред здоровью. Проявление вредного воздействия шума на организм человека разнообразно.

Шум, отрицательно воздействуя на слух человека, может вызвать три возможные исхода:

  • временно снизить чувствительность к звукам определенных частот;
  • повреждение органов слуха;
  • мгновенную глухоту.

Кроме того, производственный шум вызывает обычную усталость.

Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА.

Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА.

Основными источниками вибрации являются транспортные средства, технологическое оборудование, ручной электрифицированный или механизированный инструмент.

По способу передачи на человека вибрация подразделяется на:

  • общую, (передается через опорные поверхности на тело человека);
  • локальную, (передается через руки).

Например, водитель воспринимает общую вибрацию от сиденья, а локальную от рулевого колеса.

Общие вибрации приводят к нарушениям в центральной нервной и сердечно-сосудистой системах, вызывают головные боли, утомление, головокружение. Длительное воздействие вибрации может привести к развитию профессионального заболевания — вибрационной болезни.

Локальные вибрации приводят к спазмам сосудов, ухудшают периферическое кровоснабжение, вызывают окостенение сухожилий, отложение солей, атрофию мышц, образование костных мозолей и др.

Вибрация характеризуется частотой колебаний f (Гц) и амплитудой А (м).

Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя и уровни локальной вибрации на рычагах и органах управления не должны превышать величин, указанных «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» № 4616-88 от 5 мая 1988 г.

Требования при работе с вредными исходными материалами

Самыми распространенными вредными материалами при эксплуатации автомобиля являются антифриз и этилированный бензин.

Все работающие с вредными материалами должны быть проинструктированы об их свойствах, обучены безопасным приемам при работе с этим материалами и должны пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Чтобы не допускать разлития, разбрызгивания, подтекания, попадания на тело или одежду, необходимо:

  • обеспечить полную герметизацию изготовления и разлива;
  • иметь отдельную исправную тару с соответствующими предупреждающими надписями несмываемой краской;
  • иметь плотно закрывающиеся крышки и пробки с соответствующими прокладками; осуществлять заполнение резервуаров на 90% по объему;
  • обеспечить чистоту тары (в таре для антифриза не должно быть остатков нефтепродуктов); иметь на производстве (особенно в случае нагрева) местные вентиляционные отсосы;
  • использовать соответствующие СИЗ (для этилированного бензина костюм — ГОСТ 12.4.111-82 или ГОСТ 12.4.112-82, обувь — ГОСТ 12.4.137-84, перчатки — ТУ 38.1068346-79,нарукавники, передник, белье и одежда из х/б ткани, фильтрующий противогаз марки А; для антифриза костюм — ГОСТ 12.4.028-76, перчатки — ТУ 205 УССР104-82; респираторы типа «Лепесток» или «Астра-2»).

В местах хранения, погрузки, выгрузки и работы с вредным материалом должны находиться в достаточном количестве средства для обезвреживания и нейтрализации: керосин, раствор хлорной извести, монохлорамин, дихлорамин, активная двуокись марганца, канифольное или хозяйственное мыло для этилированного бензина; 2 — 3% и 5 — 10% растворы соды и этиловый спирт для антифриза.

Все работающие с вредными материалами должны быть обучены и проинструктированы, что необходимо делать в случае разлития, загрязнения этими материалами пола, площадки, поверхностей, а также при попадании вредных материалов на одежду, тело или внутрь организма человека, т.е. уметь осуществлять нейтрализацию, обезвреживание, дегазацию места, одежды и меры по доврачебной медицинской помощи пострадавшим.

Требования, предъявляемые к производственным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям, для обеспечения охраны труда работников

Для работников предприятий должны предусматриваться санитарно-бытовые помещения в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, государственных стандартов, других нормативных актов.

Над въездными воротами в помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС должны быть вывешены надписи (установлены знаки), указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит АТС по высоте.

В производственных помещениях должны быть выделены специальные места для курения.

Не допускается:

  • загромождать подходы к местам расположения пожарного инвентаря, оборудования и извещателей электрической пожарной сигнализации;
  • устанавливать в помещениях АТС в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок их расстановки:
  • загромождать ворота запасных выездов как изнутри, так и снаружи.

Вновь строящиеся помещения для технического обслуживания, проверки технического состояния, ремонта и хранения АТС оборудуются средствами автоматического пожаротушения в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

В помещениях, в которых производятся работы с применением вредных, взрывоопасных и пожароопасных веществ, не должны допускаться лица, не участвующие в непосредственном выполнении работ. В помещениях должны быть аптечки, укомплектованные набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи.