Дистанционный предрейсовый медицинский осмотр водителей. Законно?

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Накопилось очень много вопросов по поводу дистанционного (удаленного) предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств. Тема неоднозначная, но всё-таки, всвязи с большим количеством вопросов, выскажу об этом своё мнение.

Предыстория такова, что 2016 году в СМИ прошла информация о том что Министерством транспорта РФ рассматривается вопрос о создании системы «Электронный путевой лист». Предполагалось что на смену традиционному бумажному путевому листу придет некое мобильное приложение которое при помощи спутниковых систем будет отслеживать работу автомобиля и водителя, километраж, расход ГСМ и т.д.. Так же, одновременно с принятием закона о телемедицине, предполагалось что в эту систему будут включены специальные стационарные терминалы которые будут дистанционно проводить медицинский осмотр водителей перед выходом в рейс без физического присутствия врача. Такие терминалы смогут дистанционно проводить тесты на алкоголь, наркотики, измерять давление и температуру тела. Врач сможет дистанционно подписывать результаты анализов электронной цифровой подписью. Согласно проекту, «создание информационной системы «Электронный путевой лист» исключит возможность незаконного оформления путевых листов перевозчиками, а также позволит надзорным органам оперативно проверять информацию о проведении медицинского осмотра водителя». Запуск системы в работу в тестовом режиме планировался в 2018 году.

Прошло время но система «Электронный путевой лист» так и не заработала, однако с 1 января 2018 года вступил в действие Федеральный закон о телемедицине от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере здравоохранения». Закон предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, а также дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

С принятием этого закона некоторые медучреждения стали предлагать такую услугу как дистанционный (удаленный) предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств. Дело в том что для того чтобы иметь право проводить предрейсовые медосмотры водителей необходимо получить лицензию на этот вид медицинской деятельности. Не все организации могут себе это позволить поэтому как правило заключают договор на оказание этого вида услуг с медучреждениями имеющими такую лицензию. А с вступлением в силу закона о телемедицине появилась возможность проводить предрейсовые медосмотры дистанционно, то есть без физического присутствия врача.

Для тех кто не сталкивался кратко опишу каким образом проводится дистанционный (удаленный) предрейсовый медицинский осмотр водителей. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей с неким медицинским учреждением имеющим лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Медучреждение устанавливает на территории организации аппаратуру для проведения медосмотров которая представляет собой небольшой компьютер-моноблок к которому подсоединен тонометр, алкотестер и компактный принтер. Водитель садится перед аппаратом и согласно указаний на экране самостоятельно проводит замеры артериального давления тонометром и замер паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Данные анализов и видеозапись всего процесса отправляется в медучреждение и просматривается медработником. Если все показатели в норме и медработник допускает водителя в рейс, то автоматически распечатывается самоклеящейся стикер который водитель приклеивает на путевой лист на место для штампа врача. Вся процедура занимает несколько минут.

Всё просто и удобно. Но возникает один вопрос – насколько законен такой вид медицинского осмотра? На этот счет идет множество споров и уже есть судебные решения, большинство из которых не в пользу медучреждений предоставляющих подобные услуги.

Смотрите также:  Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ "Об инструктаже по охране труда"

И еще, с 2016 года рассматривался проект федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (по вопросу о применении телемедицинских технологий удалённым способом при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств). Данный законопроект был отклонен со следующей формулировкой: «Целью данного законопроекта является создание возможности для применения телемедицинских технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей транспортных средств, однако после внесения законопроекта был принят базовый закон о телемедицине, и положения этого законопроекта не соответствуют положениям принятого закона, поэтому комитет рекомендует отклонить данный законопроект».

То есть на данный момент существует Федеральный закон о телемедицине, но этот закон не регламентирует предрейсовые медосмотры водителей.

Ниже представлен фрагмент одного из судебных решений. На мой взгляд в решении вполне понятно изложено что дистанционные предрейсовые медосмотры водителей на сегодняшний день не совсем законны.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств.

В соответствии со статьей 46 Закона № 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров, в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 части 2 статьи 46), и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункт 5 части 2 статьи 46).

Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поскольку предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры являются медицинским вмешательством, то согласно статье 2 данного Федерального закона они могут выполняться только медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности.

Частью 4 статьи 24 Закона № 323-ФЗ установлено, что в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации.

Статьей 36.2 Закона № 323-ФЗ установлены особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Так, консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях: профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации). При проведении консультаций с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации). Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приема (осмотра, консультации). Дистанционное наблюдение осуществляется на основании данных о пациенте, зарегистрированных с применением медицинских изделий, предназначенных для мониторинга состояния организма человека, и (или) на основании данных, внесенных в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, или государственную информационную систему в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, или медицинскую информационную систему, или информационные системы, указанные в части 5 статьи 91 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденном Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н.

Из анализа вышеприведенных нормативных положений судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что телемедицинские технологии могут применяться для оказания медицинской помощи только лечащим врачом для целей осуществления коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) либо для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации).

Прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе № 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится.

Напротив, статьей 23 Федерального закона 196-ФЗ установлено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), которые будут оказывать медицинскую помощь работникам организации.

Как верно отмечено судом первой инстанции, 21.10.2015 в Государственную Думу ФС РФ был внесен Проект Федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», которым предлагалось внести в Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации…) следующие изменения: Абзац 5 части 7 статьи 23», в том числе с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.».

Постановлением ГД ФС РФ от 03.04.2018 № 3773-7 ГД «О проекте федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» указанный Проект Федерального закона № 909155-6 был отклонен. При этом указанный проект в первом чтении не поддержали Комитет ГД ФС РФ по охране здоровья, Правовое управление Аппарата ГД ФС РФ, Комитет ГД ФС РФ по транспорту и строительству.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Смотрите также:  Штраф за отсутствие копии полиса ОСАГО оформленного через интернет

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *