Для каких организаций обязателен предрейсовый контроль технического состояния ТС

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие транспортные средства обязаны обеспечивать безопасность дорожного движения (БДД). Однако, в зависимости от рода деятельности организации и эксплуатируемого транспорта, требования по обеспечению БДД отличаются. Соответственно отличаются и мероприятия необходимые для обеспечения БДД.

Сегодня обсудим для каких организаций обязателен предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Для этого, в первую очередь, обратимся к Федеральному закону РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Статья 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» делит все организации эксплуатирующие транспортные средства на 2 группы:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Рассмотрим каждую группу отдельно.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд

Согласно пункта 1 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Как видите, в законодательстве нет никаких требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств к организациям эксплуатирующим легковые автомобили для собственных нужд. Достаточно только знать перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и не допускать автомобили с неисправностями к эксплуатации.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств перечислены в Правилах дорожного движенияутвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Для организаций из второй группы всё немного сложнее.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями

Смотрите также:  Пример вводного инструктажа по БДД

На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из этой группы, кроме требований перечисленных в пункте 1 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», распространяются дополнительные требования перечисленные в пункте 2 статьи 20. Объединив пункты 1 и 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», получаем что, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд грузовыми автомобилями и автобусами, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в ПОРЯДКЕ, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Организации осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей. Но кроме этого, перечисленные организации, обязаны проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в соответствии с порядком утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Согласно утвержденному порядку предрейсовый контроль должен проводить контролер технического состояния транспортных средств, по итогу контроля проставляться отметка в путевом листе и журнале.

Данный порядок и требования в нем не распространяются на организации осуществляющие перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд.

Также контролер технического состояния транспортных средств должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, то есть иметь уровень образования, указанный в Приказе Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Смотрите также:  Получение лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами

Мы выяснили что перечисленные требования не распространяются на организации осуществляющие перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд. Но как в таком случае быть с отметкой в путевом листе, кто её должен проставлять и в каком виде она должна быть? И как быть с сотрудниками ГИБДД которые будут требовать отметку в путевом листе с подписью контролера технического состояния транспортных средств? Обратимся к Приказу Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Согласно подпункту 5 пункта 6 Приказа в обязательных реквизитах путевого листа сведения о транспортном средстве должны включать:

  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).

То есть, предрейсовый контроль ТС проводится только в том случае если эта обязанность предусмотрена законодательством. А законодательством предрейсовый контроль ТС предусмотрен только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки, и для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд обязаны только лишь не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

9 комментариев

  1. Кирилл

    Добрый вечер! Подскажите какими нормами или положениями руководствоваться при выпуске ТС Жилищника района. Ведь это не коммерческая организация. Государственное бюджетное учреждение

    • Зуев Серафим

      Не имеет значение какая организация. Во всех случаях при выпуске транспортного средства на линию необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», в котором есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

  2. Владимир

    Добрый день.
    Пдскажите, а если у нас тракторная техника, распространяется Фз 196.

  3. Олег

    Добрый день, а как быть с гаражом скорой медицинской помощи, к какой группе относятся перевозка бригад врачей и пациентов? Подскажите, надо ли проводить предрейсовый контроль ТС?

  4. Евгений

    Здравствуйте, у нас Газель бортовая по СТС категория «В», Грузовой фургон и вот как это расценивать? Возим только для себя. Вот и получается то ли легковая, то ли грузовая?

    • Зуев Серафим

      Посмотрите в ПТС, графа 3.

      • Евгений

        У нас написано Грузовой. Вот и ответ на мои вопросы. Спасибо.

  5. Константин

    Добрый день. То есть, организации осуществляющие перевозки легковыми автомобилями для собственных нужд заполняют путевой лист и проходят предрейсовый осмотр, но отметка контролера за техническим состоянием авто не ставится, я правильно понимаю? Спасибо.

    • Зуев Серафим

      Добрый день. Всё правильно понимаете.

Comments are closed.