Для каких организаций обязателен контролер технического состояния ТС

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Всвязи с некоторым недопониманием снова возвращаюсь к вопросу об обязанности проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

В соответсвии с пунктом 1 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Этот пункт касается всех без исключения организаций эксплуатирующих транспортные средства. В данном пункте не описано кто и как должен не допускать ТС к эксплуатации и на основании каких нормативных документов.

Однако отдельно в пункте 2 Статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения» выделены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).

То есть в данном пункте выделены организации выполняющие следующие виды перевозок:

  • Коммерческие перевозки. Это юридические лица или индивидуальные предприниматели родом деятельности которых является перевозка пассажиров и (или) грузов на основании договоров.
  • Перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками но перевозящие собственных сотрудников автобусами и (или) материальные объекты грузовыми автомобилями. Именно автобусами и грузовыми автомобилями.

Как видите про перевозку сотрудников и грузовая для собственных нужд легковыми автомобилями в пункте 2 Статьи 20 ничего не сказано.

Но давайте дальше рассмотрим пункт 2. В этом пункте так же описано каким образом перечисленные выше организации должны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей. Согласно пункта 2 Статьи 20 эти организации обязаны:

  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».

Смотрите также:  Кто виноват при ДТП с участием «служебного» транспорта

Исходя из пунктов 1 и 2 Статьи 20 видим что перевозки для собственных нужд сотрудников и грузов легковыми автомобилями под действие Приказа № 296 не подпадает.

Однако в пункте 2 этого Порядка организации и проведения предрейсового контроля сказано следующее:

  • Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).

Если рассмотреть на какие виды перевозок Министерство транспорта распространяет этот приказ, то получаем следующее:

  • Коммерческие перевозки. Это юридические лица или индивидуальные предприниматели родом деятельности которых является перевозка пассажиров и (или) грузов на основании договоров.
  • Перевозки для собственных нужд  автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками но перевозящие собственных сотрудников автобусами и (или) легковыми автомобилями и (или) материальные объекты грузовыми и (или) легковыми автомобилями.

Как видим в Порядке тоже есть исключение, но только для легковых автомобилей в которых не перевозят сотрудников или грузы, а только перемещается сам водитель.

Как видим в Федеральном законе и в Приказе Минтранса есть несоответствия, и это отдельная тема для разговора, к сожалению законы не совершенны. Но, в любом случае, в каждом из этих документов есть исключения на которые не распространяется обязанность соблюдать Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния ТС утвержденный Приказом Минтранса №296. И соответсвенно именно для этих исключений не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей может не только контролер технического состояния ТС а любой другой назначенный для этого сотрудник на которого, в свою очередь, не распространяются профессиональные и квалификационные требования утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287.

Как в таком случае быть с отметкой в путевом листе, кто её должен проставлять и в каком виде она должна быть? И как быть с сотрудниками ГИБДД которые будут требовать отметку в путевом листе с подписью контролера технического состояния транспортных средств? Обратимся к Приказу Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Согласно подпункту 5 пункта 6 Приказа в обязательных реквизитах путевого листа сведения о транспортном средстве должны включать:

  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
Смотрите также:  Пример оформления плана мероприятий по предупреждению ДТП

То есть предрейсовый контроль ТС проводится только в том случае если эта обязанность предусмотрена законодательством. А законодательством предрейсовый контроль ТС предусмотрен не для всех организаций эксплуатирующих транспортные средства, а только:

  • согласно пункта 2 Статьи 20 Закона «О БДД», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
  • согласно пункта 2 самого Порядка, он обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).

Остальные организации, не вошедшие в этот перечень, обязаны только не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Соответсвенно действие Приказа № 296 на эти организации не распространяется. Обязанность не допускать ТС к эксплуатации с неисправностями может исполнять не только контролер технического состояния ТС, а любой сотрудник организации который знает перечень этих неисправностей, и методы их проверки.

Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств перечислен в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

Что думаете Вы по этому поводу? Пишите в комментариях.

Так же напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

  1. Игорь

    Оказывается, есть Бог на земле (или на небе)! Откопал интересную вещь, рекомендую к прочтению: «Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 234-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коркина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положениями статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Хоть тема чуток и не та, но в конце увидите трактовку судом той самой ч.2 ст.20. Носите, как настольную книгу. Теперь уж точно не прикопаются за отсутствие предрейсового контроля техсостояния для легковых (кроме такси, естественно).

    Ответить
  2. Игорь

    Я уже писал комментарий к Вашей статье. Вся загвоздка будет в толковании нормативных актов. И если будет нужно прикопаться, то это обязательно сделают.
    Со 196-ФЗ:
    — «а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя,»
    — «и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)»
    Из приказа 296:
    — «осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки),»
    — «а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)».
    Если смотреть по знакам препинания, или, по-другому выразиться, до знаков препинания (невзирая на разнобой между законом и приказом — скорее всего Минтранс прощёлкал торжественный момент, когда готовил изменения в 196-ФЗ, и решил втихаря окультурить приказ 296), то предрейсовый контроль не нужен только в случаях, когда перемещается исключительно водитель. А раз такое бывает очень редко, то контроль нужно проходить. Ну или доказывать запятые и несостыковки сперва человеку с «членом зебры» в руках, а после бегать по судам.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *