Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Всвязи с некоторым недопониманием снова возвращаюсь к вопросу об обязанности проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
В соответсвии с пунктом 1 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Этот пункт касается всех без исключения организаций эксплуатирующих транспортные средства. В данном пункте не описано кто и как должен не допускать ТС к эксплуатации и на основании каких нормативных документов.
Однако отдельно в пункте 2 Статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения» выделены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).
То есть в данном пункте выделены организации выполняющие следующие виды перевозок:
- Коммерческие перевозки. Это юридические лица или индивидуальные предприниматели родом деятельности которых является перевозка пассажиров и (или) грузов на основании договоров.
- Перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками но перевозящие собственных сотрудников автобусами и (или) материальные объекты грузовыми автомобилями. Именно автобусами и грузовыми автомобилями.
Как видите про перевозку сотрудников и грузовая для собственных нужд легковыми автомобилями в пункте 2 Статьи 20 ничего не сказано.
Но, давайте дальше рассмотрим пункт 2 Статьи 20. В этом пункте так же описано каким образом перечисленные выше организации должны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей. Согласно пункта 2 Статьи 20 эти организации обязаны:
- организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств».
Исходя из пунктов 1 и 2 Статьи 20 видим что перевозки для собственных нужд сотрудников и грузов легковыми автомобилями под действие Приказа № 296 не подпадает.
Однако в пункте 2 этого Порядка организации и проведения предрейсового контроля сказано следующее:
- Настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
Если рассмотреть на какие виды перевозок Министерство транспорта распространяет этот приказ, то получаем следующее:
- Коммерческие перевозки. Это юридические лица или индивидуальные предприниматели родом деятельности которых является перевозка пассажиров и (или) грузов на основании договоров.
- Перевозки для собственных нужд автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями. Это юридические лица и индивидуальные предприниматели не являющиеся перевозчиками но перевозящие собственных сотрудников автобусами и (или) легковыми автомобилями и (или) материальные объекты грузовыми и (или) легковыми автомобилями.
Как видим в Порядке тоже есть исключение, но только для легковых автомобилей в которых не перевозят сотрудников или грузы, а только перемещается сам водитель.
Как видим в Федеральном законе и в Приказе Минтранса есть несоответствия, и это отдельная тема для разговора, к сожалению законы не совершенны. Но, в любом случае, в каждом из этих документов есть исключения на которые не распространяется обязанность соблюдать Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния ТС утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ № 296. Соответсвенно именно для этих исключений не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей может не только контролер технического состояния ТС а любой другой назначенный для этого сотрудник на которого, в свою очередь, не распространяются профессиональные и квалификационные требования утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287.
Как в таком случае быть с отметкой в путевом листе, кто её должен проставлять и в каком виде она должна быть? И как быть с сотрудниками ГИБДД которые будут требовать отметку в путевом листе с подписью контролера технического состояния транспортных средств? Обратимся к Приказу Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Согласно подпункту 5 пункта 6 Приказа в обязательных реквизитах путевого листа сведения о транспортном средстве должны включать:
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
То есть предрейсовый контроль ТС проводится только в том случае если эта обязанность предусмотрена законодательством. А законодательством предрейсовый контроль ТС предусмотрен не для всех организаций эксплуатирующих транспортные средства, а только:
- согласно пункта 2 Статьи 20 Закона «О БДД», для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
- согласно пункта 2 самого Порядка, он обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд).
Остальные организации, не вошедшие в этот перечень, обязаны только не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Соответсвенно действие Приказа № 296 на эти организации не распространяется. Обязанность не допускать ТС к эксплуатации с неисправностями может исполнять не только контролер технического состояния ТС, а любой сотрудник организации который знает перечень этих неисправностей, и методы их проверки.
Перечень неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств перечислен в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Что думаете Вы по этому поводу? Пишите в комментариях.
Так же напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Оказывается, есть Бог на земле (или на небе)! Откопал интересную вещь, рекомендую к прочтению: «Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 N 234-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коркина Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав частями 2 и 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положениями статей 20 и 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Хоть тема чуток и не та, но в конце увидите трактовку судом той самой ч.2 ст.20. Носите, как настольную книгу. Теперь уж точно не прикопаются за отсутствие предрейсового контроля техсостояния для легковых (кроме такси, естественно).
Я уже писал комментарий к Вашей статье. Вся загвоздка будет в толковании нормативных актов. И если будет нужно прикопаться, то это обязательно сделают.
Со 196-ФЗ:
— «а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя,»
— «и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями)»
Из приказа 296:
— «осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки),»
— «а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)».
Если смотреть по знакам препинания, или, по-другому выразиться, до знаков препинания (невзирая на разнобой между законом и приказом — скорее всего Минтранс прощёлкал торжественный момент, когда готовил изменения в 196-ФЗ, и решил втихаря окультурить приказ 296), то предрейсовый контроль не нужен только в случаях, когда перемещается исключительно водитель. А раз такое бывает очень редко, то контроль нужно проходить. Ну или доказывать запятые и несостыковки сперва человеку с «членом зебры» в руках, а после бегать по судам.