Должностные лица: ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Согласно требованиям пунктов 13 Приказа Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. № 390 «Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядка оформления или формирования путевого листа»:

  • Дата и время выпуска транспортного средства на линию, а также дата, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, назначаемым решением руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, самим индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (далее — лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на линию).

То есть, юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, должны назначить должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств. Назначение должностного лица подразумевает издание приказа о его назначении и определения круга его должностных обязанностей. И, согласно Приказу № 390, именно ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств является ответственным за выпуск транспортных средств на линию.

Согласно пунктам 13 и 14 Приказа Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. № 390, ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, при выпуске транспортного средства на линию проставляет в путевом листе следующие отметки:

  • дата и время выпуска транспортного средства на линию;
  • дата, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • результат проведения предрейсового контроля технического состояния проставляется в виде отметки «выпуск на линию разрешен», либо «выпуск на линию не разрешен»;
  • показания одометра при выпуске транспортного средства на линию.

Результат проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляется ответственным за выпуск транспортного средства на линию в виде отметки «выпуск на линию разрешен», либо «выпуск на линию не разрешен».

Перечисленные выше сведения на путевом листе должны быть заверены собственноручной подписью ответственного за выпуск транспортного средства на линию, при оформлении бумажного путевого листа, либо электронной подписью, в случае формирования электронного путевого листа, с указанием фамилии, имени и отчества.

На должность ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств может быть назначен любой сотрудник организации, каких-либо требований к уровню образования и к стажу должностного лица в законодательстве не прописано. Однако, в пункте 12 Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, сказано следующее:

  1. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
  • выпускать на линию транспортные средства при наличии неисправностей и условий, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также водителей с нарушением режима труда и отдыха, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

Таким образом, при составлении должностной инструкции лица, ответственного за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, в неё, как минимум должны быть включены следующие пункты:

  1. Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств отвечает:
  • за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, эксплуатируемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • за выпуск на линию транспортных средств;
  • за допуск к управлению транспортными средствами водителей.
  1. Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств обязан:
  • Проставлять на путевом листе дату и время выпуска транспортного средства на линию, а также дату, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства.
  • Заверять дату и время выпуска транспортного средства на линию, дату, время и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, а также сведения из путевого листа и показания одометра при выпуске транспортного средства на линию собственноручной подписью на бумажном носителе либо электронной подписью в случае формирования электронного путевого листа с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии).
  • Проставлять на путевом листе результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства на основании записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств, в виде отметки «выпуск на линию разрешен», либо «выпуск на линию не разрешен».
  1. Ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств запрещается:
  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
Смотрите также:  Проверочный лист по охране труда при перевозке грузов и пассажиров

Ответственность за нарушения данных пунктов прописана в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отдельно прописана ответственность должностного лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

КоАП РФ. Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб.

  1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
  2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 настоящего Кодекса, или выпуск на линию транспортного средства, переоборудованного без соответствующего разрешения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
  3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
  4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Смотрите также:  Технический осмотр транспортных средств с 22 августа 2021 года

КоАП РФ. Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

КоАП РФ. Статья 12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения

Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей.

УК РФ. Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями.

  1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
  3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

_______________________________________________

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

8 комментариев

  1. Максим

    Нужен ли теперь контролер тех состояния? Или достаточно ответственного за технического состояния и безопасную эксплуатацию транспортных средств?

    Ответить
  2. Максим

    День добрый. А контролёр тех.состояния нужен? Или без разницы , главное что бы » Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств» был .

    Ответить
  3. Максим

    А контролер тех.состояния ТС теперь не нужен? По желанию? Всю ответственность берет на себя должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств?

    Ответить
  4. Э.Л. Носов

    То есть, юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, должны назначить должностное лицо, ответственное за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств. Назначение должностного лица подразумевает издание приказа о его назначении и определения круга его должностных обязанностей. И, согласно Приказу № 390, именно ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств является ответственным за выпуск транспортных средств на линию.
    Всё это, при условии ч.2 ст.20 ФЗ 196

    Ответить
  5. Елена

    подскажите пожалуйста отметка в путевом листе «выпуск на линию разрешен» должна быть в виде штампа? или эта формулировка может быть просто пропечатана в путевом листе и заверена подписью?

    Ответить
  6. максим

    Добрый день Серафим.
    Вы еще забыли ст 266 УК РФ
    «Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями»

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *