Испытание водителей транспортных средств при приеме на работу

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

1 января 2021 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Документ пришел на замену утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 59.

В новом Порядке убрали упоминание о стажировке но добавили испытание. Эти изменения вызвали некоторое недопонимание, и многие специалисты, ответственные за обеспечение БДД восприняли это как отмену стажировка, которую заменили испытанием. Это не так.

В первую очередь, не стоит путать понятия «испытание» и понятие «стажировка». Это два различных мероприятия, которые проводятся параллельно. О необходимости проведения стажировки сказано в статьях 212 и 225 Трудового кодекса РФ, а о возможности проведения испытания сказано в статьях 70 и 71 Трудового кодекса РФ. Порядок проведения стажировки на рабочем месте регламентирован Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Таким образом упоминание о стажировке из Приказ № 264, убрали так как работодатель в любом случае обязан проводить стажировку на рабочем месте со всеми работниками в соответствии с Приказом № 1/29, и нет смысла дублировать это отдельным документом.

Далее перейдем к испытанию и рассмотрим положения статей 70 и 71 Трудового кодекса РФ.

Статья 70. Испытание при приеме на работу

  • При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
  • В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
  • Срок испытания не может превышать трех месяцев
  • В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Статья 71. Результат испытания при приеме на работу

  • При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.
  • При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.
  • Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
  • Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.
Смотрите также:  Порядок прохождения стажировки водителей согласно приказу Министерства транспорта РФ № 59

Трудовой кодекс РФ — это свод законов, который регулирует трудовые отношения между работодателем и работником. Нормы статей 70 и 71 Трудового кодекса распространяются на всех работников, в том числе и на водителей.

Как видите, согласно статье 70 ТК РФ, при заключении трудового договора с работником в нем может быть предусмотрено условие о проведении испытания. То есть, согласно Трудовому кодексу, испытание не является обязательным мероприятием, и необходимость его проведения определяет работодатель.

Но, согласно пункту 3 Приказа Министерства транспорта РФ № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», профессиональный отбор включает в себя:

  • подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
  • испытание.

Таким образом Министерство транспорта, обязывает работодателей, при приеме на работу водителей, проводить с ними испытание. И испытание должно проводиться в соответствии с Порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ № 264.

Приказ Министерства транспорта РФ № 264, обязывает работодателей допускать водителей к самостоятельной работе только после прохождения испытания. Согласно пункту 7 Приказа Министерства транспорта РФ № 264:

  • Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

В пунктах 8 — 13 описан порядок прохождения испытания.

  • Испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. При этом испытание водителей маршрутных транспортных средств с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
  • Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, и на том маршруте, на котором водитель будет самостоятельно работать.
  • Испытание проводится под руководством водителя-наставника, который: не совершил за последний год ДТП по своей вине; при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле имеет стаж (опыт) работы не менее трех лет; при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе имеет стаж (опыт) работы не менее пяти лет.
  • Информация о проведении испытания вносится в лист испытания который должен содержать следующие сведения: номер листа испытаний; ФИО водителя; тип, марка, модель транспортного средства; ФИО водителя-наставника; дата и время испытания и испытательный период; заключение ответственного за обеспечение БДД.
  • Листы испытания (стажировки) хранятся не менее пяти лет.
Смотрите также:  Новый ГОСТ для дорожных знаков с 1 мая 2019 года

Следует обратить внимание, что испытание проводится под руководством водителя-наставника, к которому предъявляются определенные требования, и по итогу испытания специалистом, ответственным за обеспечение БДД в листе испытания делается заключение о его итогах. Данные пункты пересекаются со стажировкой на рабочем месте, соответственно при проведении испытания и при проведении стажировки допускается оформления одного документа на эти два мероприятия — листа испытания (стажировки).

Итог

К самостоятельной работе водитель допускается только после прохождения испытания, при этом срок испытания не может превышать трёх месяцев. Срок испытания определяет работодатель. Испытание проводится на транспортном средстве того типа и модели, и на том маршруте, на котором водитель будет самостоятельно работать. Испытание проводится под руководством водителя-наставника. Информация о проведении испытания вносится в лист испытания.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

17 комментариев

  1. Сергей

    А меня больше интересует вопрос о принятии на работу, а именно проверка его квалификации до трудоустройства? То есть сейчас «законодательно» не могу проверить даже знание ПДД (которое мы проводили перед трудоустройством), а обязан ориентироваться только на его документы (в/у, удостоверение тракториста-машиниста, трудовую книжку и тд) и принимать на испытательный срок с огромным риском?

    Ответить
    • Василий

      Знание водителем ПДД подтверждается наличием водительского удостоверения. Сразу отмечу по поводу: купил права, подарили, то это не предмет диалога, поскольку государственные институты такие формулировки не приемлют.
      По поводу собеседования (листа беседы), было убрано противоречие: квалификационные требования к водителю — профессиональный отбор. При проф. отборе водителя, в старом приказе, работодатель мог предъявить излишние требования к водителю, чем квалификационные требования.

      Ответить
      • Сергей

        Я с Вами не спорю, но всегда есть НО. Что значит повышенные требования или излишние? Раньше все непонятные, вернее сказать непрописанные нормы, направленные на ОБДД мы могли закрыть ссылаясь на ФЗ-196, а сейчас? Я могу это связать только с одним — это голод кадров во всех направлениях. Правильно люди пишут, что приняв на работу на испытательный срок, просто так не уволишь, то есть приходится брать человека на определенный срок (срочный трудовой договор), но это все равно не испытательный срок.
        Опять же исходя из опыта работы скажу, что раньше мы проверяли знание ПДД после трудоустройства и были случаи, что работник просто не мог их выучить и сдать, как такого работника допускать к стажировке или тем более к самостоятельной работе на линии?

    • Алексей

      Приказ Минтранса от 31.07.2020 №282 Там указаны все квалификационные требования.

      Ответить
  2. Василий

    Мое мнение состоит в том, что везде заменить слово «стажировка» на «испытание». Приказом руководителя ввести в действие новое Положение о испытании, а старое положение о стажировки признать утратившим силу. Для прикрытия причинного места этого будет более чем достаточно.
    Далее стоит наблюдать за административной и судебной практикой по данной теме, и при необходимости своевременно реагировать.
    То же самой следует сделать с Положением о проведении инструктажей, при этом при введении нового сослаться на 196 ФЗ и 282 приказ.

    Ответить
    • Сергей

      основное здесь одно, испытание- это испытательный срок, водил как грязи, а водителей профессионалов единицы. При испытательном сроке есть право уволить без объяснения причин. испытательный срок не входит в стаж и т.д и т.п……

      Ответить
      • Сергей

        Соглашусь с Вами, но это будет работать в каких-то маленьких предприятиях, что касается больших гигантов, то там например просто так не уволишь никого даже при испытательном сроке, нужно подготовить НЛА со скрупулезной точностью…

      • Евгений

        Если вы работаете согласно ТК (а по другому в принципе и нельзя), просто так вы уволить никого не можете даже на испытательном сроке. То что так делают, либо пытаются делать является незаконным. Увольнение возможно только по причине непрохождения испытания, а требования по испытанию должны быть оформлены отдельным документом.

    • Леонид

      Ну это самое простое решение. Если переименовать положение о стажировке в положение об испытании, возникает тот же вопрос — какие мероприятия вы проводили с водителем во время стажировки? Лист стажировки, программа стажировки утвержденная руководителем, где это все? Ее никто не отменял.

      Ответить
      • Василий

        Приказ 264 заменил приказ 59, в котором (264) понятие «стажировки» заменили на «испытание». В новом приказе небольшие изменения (убрали лист беседы и т.д.), но в основном, порядок и алгоритм прохождения тот же.

      • Геннадий

        Так ведь постановление Мин.труда 1/29 отменили вот выписка из консультанта. Срок обучения по охране труда или проверки знаний требований охраны труда работников организаций, истекающий в период с апреля по сентябрь 2020 г., продлевается до 1 октября 2020 г. Сроки истекли.

    • Леонид

      Руководствуясь логикой оно так и есть. Приказ 264 заменил приказ 59. Но тогда получается что разработчик этого приказа просто не знаком с трудовым законодательством. Потому что испытание и стажировка это два разных мероприятия согласно ТК.

      Ответить
    • Зуев Серафим

      Стажировка это часть испытания, точнее часть обучения, которое проводится в период испытания. В период испытания работник должен пройти обучение, в некоторых случаях со стажировкой на рабочем месте, и проверку знаний.

      Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. N 1/29:
      2.2.2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

      Далее дается время на самостоятельную работу. Всё это должно укладываться в испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Минтранс пошел своим путем и фразой «Лист испытания (стажировки)» по сути прировнял испытание к стажировке водителей. Теперь придётся с этим как-то жить.

      Ответить
  3. Леонид

    Так в чем на ваш взгляд различие между двумя мероприятиями стажировка водителей и испытание водителей?
    Все те же мероприятия , которые проводились при стажировке водителей, теперь продублированы в термине «испытание».
    И как понимать законодателя — Листы испытания (стажировки) хранятся не менее пяти лет?
    Лист стажировки оформляется документально. Лист испытания тоже. Два различных документа, а законодатель объединяет
    их в один.

    Ответить
  4. Сергей

    Добрый день. Серафим вопрос по новому приказу № 264 Минтранса.

    Много не понятного . Я пытаюсь понять другое. К примеру у меня есть положение о стажировке, в котором описан порядок действий направления на стажировку водителя , в каких случаях она проводится , кем, кол -во часов ( предмаршрутная , маршрутная, с выездом , без выезда и тд. И как приложение к положению — листок стажировки. Который, собственно говоря и содержит в себе всю информацию : номер листа стажировки, фамилия, имя и отчество ) водителя; сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства; фамилия, имя, отчество водителя-наставника; дата и время прохождения, испытательный период; заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. В чем суть требований законодателя? Каждый водитель у меня принимается на работу с испытательным сроком 3 месяца. Мне нужно оформить лист стажировки и точно такую же информацию продублировать в листе испытания? Стажировку никто не отменял , она предусмотрена ТК. В каком документе теперь фиксировать ее результаты? Переименовать лист стажировки в лист испытания? И как я могу дать положительное заключение о допуске к самостоятельной работе после стажировки,( а она у меня 3 дня предмаршрутной и 7 дней маршрутной) если срок испытания( 3 месяца) не истек? И как понимать законодателя ,, Оформленные листы испытания (стажировки)» ? Так как написано — это по сути один и тот же документ.

    Вообще к этому приказу масса вопросов. Как тогда — если в организации при трудоустройстве были одного типа и модели ТС, в в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же маршруты….Стажировка не проводиться уже??? А если перерыв в трудовой деятельности , связанной с управлением ТС был 10 лет??? Стажировка не нужна ,можно сразу допускать к управлению ? Каким теперь нормативным документом это определено? статьей 212 ТК? В ней ничего об этом не сказано. Раньше эти позиции отображались в приказе 59. Где теперь?

    Ответить
    • Евгений

      Вообще к этому приказу масса вопросов. Как тогда — если в организации при трудоустройстве были одного типа и модели ТС, в в процессе трудовой деятельности появились другие, а так же маршруты….
      ТК РФ Статья 225 абзац 2 и 3.
      А если перерыв в трудовой деятельности , связанной с управлением ТС был 10 лет???
      Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2003 N 4209) Часть 2 Порядок обучения по охране труда.

      Ответить
      • Леонид

        Евгений , если не нравится водитель который находится на испытательном сроке, то уволить его после испытательного срока, как два пальца… и вполне на законных основаниях. Просто в комментариях водителя — наставника будет много отрицательных комментариев. Соответственно и отрицательно заключение ответственного за БДД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *