Контролер технического состояния транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня разберем в каких случаях в организации должен быть контролер технического состояния автотранспортных средств.

В соответствии со Статьей 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Из этого пункта делаем вывод что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от типа эксплуатируемого транспорта и рода своей деятельности, обязаны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей. Здесь речь идет не только о коммерческих перевозках, но и о случаях когда автомобиль перевозит груз для собственных нужд организации, либо перевозит хотя бы одного человека кроме водителя, в этом случае он также должен пройти предрейсовый или предсменный контроль технического состояния.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств перечислены в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

Каким образом осуществляется допуск транспортных средств к эксплуатации описано в Приказе Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». Согласно Пункта 2 Порядка:

  • Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее — субъекты транспортной деятельности).
Смотрите также:  Путевой лист. Изменения с 1 марта 2023 года

Пункты 7 и 8 Порядка гласят:

  • Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.
  • Контролер должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287.

В пункте 7 четко сказано что предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния автотранспортных средств должен осуществлять контролер технического состояния автотранспортных средств. Обязанности контролера может выполнять любой назначенный для этого сотрудник организации, например механик или менеджер. Контроль технического состояния должен осуществляться в соответствии с Приказом Минтранса № 296. Если в организации нет возможности назначить контролера, то эту функцию может выполнять контролер сторонней организации с которой заключен договор.

Так же в Приказе сказано о соответствии контролера профессиональным и квалификационным требованиям утвержденным Приказом Минтранса № 287. Если обратимся к этому приказу то в пункте 1 увидим что приказ распространяется на работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Так же это требование есть в пункте 2 Статьи 20 закона «О БДД»:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Смотрите также:  Инструктажи по безопасности перевозок. Предрейсовый инструктаж

Краткий итог. Любая организация эксплуатирующая автотранспорт обязана не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Для этого перед выездом необходимо проводить предрейсовые (предсменный) контроль технического состояния транспортных средств. Контроль проводится контролером технического состояния транспортных средств. В организациях-перевозчиках и в организациях эксплуатирующих грузовой транспорт и автобусы для собственных нужд контролер должен соответствовать требованиям Приказа Минтранса РФ № 287, в остальных случаях данного требования нет.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

6 комментариев

  1. Леонид

    Я имел ввиду то, что менеджер (к примеру по маркетингу) для того чтобы не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, должен как минимум быть знаком перечнем тех неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС. Откуда у данного сотрудника могут быть такие знания ?
    Обязанность обеспечивать исправное техническое состояние остается у всех.
    И обязанности ответственного за тех состояние ТС возлагаются на такого сотрудника , который имеет образование, навык и/или опыт для выполнения этих функций.
    Но никак ни повар или уборщица.

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Леонид, понимаю Вас, но здесь я только могу еще раз процитировать требования Приказа Минтранса РФ № 296:
      Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств «…обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)».
      Как Вы видите Порядок не распространяется на небольшие организации эксплуатирующие, например, несколько легковых автомобилей, на которых менеджеры перемещаются от офиса до точек продаж и обратно. При этом компания не является перевозчиком, а менеджеры не перемещают лиц или материальных объектов для собственных нужд. А ведь это один из самых распространенных вариантов использования служебного автомобиля.

  2. Леонид

    В пункте 7 четко сказано что предрейсовый (предсменный) контроль технического состояния автотранспортных средств должен осуществлять контролер технического состояния автотранспортных средств. Обязанности контролера может выполнять любой назначенный для этого сотрудник организации, например механик или менеджер. Контроль технического состояния должен осуществляться в соответствии с Приказом Минтранса № 296. Если в организации нет возможности назначить контролера, то эту функцию может выполнять контролер сторонней организации с которой заключен договор.

    Только Вы забыли добавить , что менеджер или уборщица проводящие предрейсовый( предсменный) технического состояния автотранспортных средств, должны соответствовать квалификационным требованиям по приказу Минтранса №287.

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Леонид, в конце статьи подведен краткий итог, там всё описано. Также прошу прочитайте внимательно статью и обратить внимание на следующее:
      — на кого распространяется требование организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств;
      — на кого распространяется требование Приказа Минтранса № 287.
      Наверное удивлю Вас, но перечисленные требования распространяются не на всех.
      Или Вы что-то другое имели в виду?

      • Леонид

        также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд)».

        То есть Вы хотите сказать, что если водитель компании, которая оказывает к примеру юр услуги, везет бухгалтера, то он не перемещает лиц кроме самого себя?
        А менеджер, который везет заказчику образы чего либо, не перемещает материальный объект? Эти компании не перевозчики.
        Не смешите людей.
        Тут дело в другом. С момента появления ст 20 ФЗ-196 в новом виде , до момента вступления в силу( декабрь 2018) были многочисленные жалобы. И статью 20 переделали. Как она читается в новом виде вам известно. Дополнительные требования предъявляются к перевозчикам и тем кто перевозит без договоров грузовыми или автобусами.
        А вот о приказе Минтранса 296 как-то забыли. Не внесли корректировки.
        А тем не менее он есть и его придется выполнять.

      • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

        Леонид, я Вас наверное снова удивлю, но о приказе Минтранса № 296 никто не забыл, его именно и издавали под изменения Статьи 20. И вступил в силу данный Приказ одновременно с изменением Статьи 20, то есть с 21 декабря 2018 г. Цитирую пункт 3 Приказа № 296:
        3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 21 декабря 2018 г. со дня вступления в силу Федерального закона от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
        Да, Российские законы не совершенны, и возможно это является одним из таких примеров.
        И еще раз процитирую свой предыдущий комментарий: «…Порядок не распространяется на небольшие организации эксплуатирующие, например, несколько легковых автомобилей, на которых менеджеры перемещаются от офиса до точек продаж и обратно».
        Я нигде не указал что менеджер кого-то или что-то перемещает. Много компаний где менеджер за рулем служебного легкового автомобиля ездит от офиса до точки продаж и обратно. Именно этого случая в Приказе № 296 как раз нет.
        И не совсем понял Вашу реплику:
        «…А менеджер, который везет заказчику образы чего либо, не перемещает материальный объект? Эти компании не перевозчики.
        Не смешите людей.»
        Вы наверное не совсем верно понимаете что такое компании-перевозчики. Перевозчики это те организации которые по своему роду деятельности занимаются перевозкой пассажиров или грузов, и это указано в их уставных документах. А если, например, ИП Иванов И.И. занимается настройкой компьютеров, и за рулем легкового автомобиля едет к клиенту, и при этом везет с собой личный ноутбук, то не является перевозчиком. И при этом невозможно доказать что он перемещает груз.

Comments are closed.