Кто виноват при ДТП с участием «служебного» транспорта

Кто несет ответственность при ДТП в случае участия служебного транспорта и чем оно вообще грозит организации?

Всем понятно, что в случае ДТП к ответственности будет привлекаться не только водитель, но и владелец транспортного средства. Но если владельцем является организация, то кто конкретно предстанет перед судом? Скорее всего, сам руководитель – если у него нет специалистов, отвечающих за безопасность дорожного движения, техническое состояние транспорта и физическое состояние водителей.

При этом не важно владеет ли предприятие одним автомобилем для перевозки начальника или же целым автобусным парком для оказания транспортных услуг. Если машина есть, то предприятие уже считается субъектом транспортной деятельности и обязано соблюдать законы, и в первую очередь, Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Штрафы за несоблюдение требований законодательства по БДД

Ответственность за несоблюдение может быть и административной – штраф от 30 000 до 1 000 000 рублей, и уголовной – до 10 лет лишения свободы. Это уж в зависимости от последствий ДТП. Причем, как мы увидим далее, иногда руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, даже если виновником ДТП признан не его водитель.

Отсутствие специалистов БДД на предприятии или их недостаточная подготовленность очень дорого обходятся. Мы сделали для вас подборку поучительных резонансных историй, которых могло бы не быть (или они могли бы закончиться не столь плачевно), если бы на предприятии были специалисты БДД, способные и обеспечить необходимые меры безопасности, и проконтролировать ход расследования ДТП.

История про 4 года колонии за несоблюдение требований по БДД

Это было одно из самых обсуждаемых в прессе и на телевидении ДТП: погибла 12-летняя спортсменка и председатель федерации каратэ Татарстана.

21 мая 2015 юниорская сборная Татарстана по каратэ ехала в Питер на первенство России. 12 школьников, тренеры, два водителя. У поселка Новоликеево Кстовского района их микроавтобус столкнулся с грузовиком…

Виновной в гибели людей Советский районный суд города Казани признал 51-летнюю Викторию Ларину, индивидуального предпринимателя.

Прокурор строил обвинение на том, что ИП Ларина не обеспечила проведения предрейсовых инструктажей с водителями, их медицинского освидетельствования, не организовала предрейсовый технический осмотр автобуса и не оборудовала его детскими удерживающими устройствами. Никаких документов, подтверждающих проведение инструктажа, у Лариной не было, договоров с медработниками или медучреждениями – тоже.

Смотрите также:  Категории и подкатегории водительских удостоверений

В результате ее приговорили к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима – по статье 238 ч. 3 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц).

История почти на 8 лет

По той же статье в том же году краснодарский предприниматель Юрий Вечерадзе отправился в колонию на 7 лет 10 месяцев. Краснодарский краевой суд признал его виновным в гибели 21 человека.

ИП Вечерадзе заключил договор о предоставлении транспортных услуг предприятию «Таманьнефтегаз». На его автобусах рабочих перевозили на стройплощадку. Во время очередного рейса один из автобусов потерял управление и упал с пирса в море. 21 человек погиб, еще 30 получили травмы.

Суд признал, что предприниматель не сделал ничего для обеспечения безопасности перевозок: не контролировал ни состояние автобусов, ни здоровье водителей, ни даже уровень их подготовки.

История об уставшем водителе

Похожая история. Только на этот раз за перевозку рабочих птицефабрики отвечал не ИП, а целое «Пассажирского предприятия № 4» г. Омска. В наше время такие сюжеты можно считать типичными: предрейсовый медосмотр на предприятии проводится формально или не проводится вовсе. Сначала это кажется экономией ресурсов, а потом за это приходится дорого платить.

24 июня 2015 года в пригороде Омска в ДТП погибли 16 пассажиров автобуса и еще 11 получили серьезные травмы. 55-летнему водителю стало плохо за рулем. Предположительно, он потерял сознание – и автобус выехал на полосу встречного движения, где и столкнулся с КАМАЗом.

Нарушение требований к режиму труда и отдыха водителей — ответственность

Водитель автобуса погиб (или умер еще до столкновения), а обвинения были предъявлены директору «Пассажирского предприятия № 4» г. Омска и начальнику автоколонны. Их привлекли к ответственности  по статьям «нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (ч.2 ст.143 УК РФ) и «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (ч.3 ст.238) УК РФ.

Смотрите также:  Законопроект о реформе техосмотра

Было установлено, что на предприятии систематически нарушались нормативы рабочего времени и времени отдыха водителей, что в конечном итоге и привело к трагическим последствиям.

Судом Омского района начальника транспортного предприятия приговорили к 4 годам 10 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2,5 года. Начальника автоколонны – к 4 годам условно с испытательным сроком 2,5 года. Кроме того, оба на 3 года лишены права работать в транспортных компаниях.

Самая сложная история

Эту историю наверняка помнят многие. 4 декабря 2016 года на трассе Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск, в ДТП погибли воспитанники и тренеры спортивной школы «Сибиряк» (Нефтеюганск).

Грузовой тягач задел автобус с детьми. Автобус развернуло на дороге, и в него врезался другой грузовик. 12 человек погибли, 19 получили травмы.

Очевидно, водитель автобуса не был виновен в происшествии, но и он сам, и владелец автобуса были привлечены к уголовной ответственности. В чем же их обвинили?

В оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни, если они совершены группой лиц по предварительном сговору (ч.2 ст.238 УК РФ ). Пристяжные ремни по росту и возрасту, техосмотр перед отправкой в рейс и прочие «мелочи» могут стать роковыми. Водитель автобуса получил один год и пять месяцев колонии общего режима, его руководитель приговорен к одному году и трем месяцам колонии общего режима.

Водителю тягача, истинному виновнику аварии, назначено 6 лет и 9 месяцев колонии общего режима, он лишен водительских прав на два года и 11 месяцев. А вот руководитель компании «Башнефтегеофизика», которому принадлежали оба грузовика, несмотря на массовые возмущения жителей Нефтеюганска, к ответственности не привлекался: по документам, никаких нарушений в организации БДД на этом предприятии не выявлено.

https://trs72.ru/kto-vinovat-pri-dtp-s-sluzhebnym-transportom/