Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие автобусы (транспортные средства имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя), обязаны получать лицензию на перевозки пассажиров и иных лиц автобусами. Данное требование содержится в Федеральном законе РФ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 закона, лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Лицензионные требования
Лицензионные требования для перевозок пассажиров и иных лиц автобусами установлены Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами».
Статья 8 Постановления, обязывает юридических лиц и ИП эксплуатирующих автобусы, выполнять следующие лицензионные требования:
- а) использовать автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании;
- б) назначить ответственного за обеспечение БДД прошедшего аттестацию;
- в) при коммерческих перевозках пассажиров заключить договоры обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров;
- г) заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта РФ;
- д) осуществлять предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автобусов, и в случаях предусмотренных законодательством оснащать автобусы тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- е) осуществлять техническое обслуживание автобусов в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей;
- ж) обеспечивать стоянку автобусов лицензиата на территории городских поселений, городских округов, гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении их из рейсов и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
- з) передавать сведения о пассажирах и об экипаже автобуса;
- и) допускать к управлению автобусами водителей, состоящих в трудовых отношениях, имеющих соответствующее водительское удостоверение, а при организованной перевозке группы детей — водителей, соответствующих требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами;
- к) соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха водителей;
- л) осуществлять инструктаж водителя автобуса, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП и нарушений ПДД;
- м) проводить стажировки водителей автобусов;
- н) обеспечивать проведение медицинских осмотров водителей.
Соблюдение данных требований проверяется при проведении плановой проверки лицензирующим органом. Проверка проводится по утвержденным проверочным листам. Об этом сказано в пункте 37 Постановления:
- При проведении плановой выездной проверки лицензиата уполномоченное на проведение такой проверки должностное лицо лицензирующего органа обязано использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов). Предмет плановой проверки лицензиата ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов). Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой выездной проверки лицензиата, содержат вопросы, относящиеся к выполнению лицензионных требований, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.
Ответственность
КоАП РФ, статья 14.1.2.
1. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии — влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50000 рублей; на индивидуальных предпринимателей — 100000 рублей; на юридических лиц — 400000 рублей.
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 50000 рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц — 50000 рублей; на индивидуальных предпринимателей — 100000 рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц — 400000 рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 20000 рублей; на юридических лиц — 100000 рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 75000 рублей; на юридических лиц — 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Примечание: За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В соответствии с пунктом 39 Постановления Правительства РФ № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»:
- К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «д», «з» — «к» и «н» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
То есть к грубым нарушениям отнесены нарушения следующих лицензионных требований:
- а) использовать автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании;
- д) осуществлять предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автобусов, и в случаях предусмотренных законодательством оснащать автобусы тахографами и аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
- з) передавать сведения о пассажирах и об экипаже автобуса;
- и) допускать к управлению автобусами водителей, состоящих в трудовых отношениях, имеющих соответствующее водительское удостоверение, а при организованной перевозке группы детей — водителей, соответствующих требованиям правил организованной перевозки группы детей автобусами;
- к) соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха водителей;
- н) обеспечивать проведение медицинских осмотров водителей.
Напоминаю, на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим