Назначение ответственных лиц

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать медосмотры водителей и мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • обеспечивать техническую исправность транспорта;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять своевременное техническое обслуживание транспортных средств;
  • оснащать транспортные средства тахографами.

В связи с тем что организация всех вышеперечисленных мероприятий требует определенного уровня знаний и ответственности, возникает вопрос — кто этим должен заниматься?

Должностные лица в организации эксплуатирующей легковые автомобили для собственных нужд

Изначально, всю полноту ответственности за выполнение требований перечисленных в пункте 1 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» несет руководитель организации. Но, при необходимости, часть своих полномочий, связанных с эксплуатацией транспортных средств, руководитель может передать подготовленному сотруднику организации, назначив его приказом ответственным за выполнение перечисленных мероприятий и определив его обязанности должностной инструкцией. В должностной инструкции сотрудника должны быть перечислены его обязанности, права и ответственность. И уже этот, назначенный приказом сотрудник, организовывает работу по выполнению мероприятий перечисленных в пункте 1 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Не важно какую должность он занимает, главное чтобы его ответственность была закреплена приказом, а обязанности он выполнял в соответствии с утвержденной должностной инструкцией.

В зависимости от количества автомобилей и структуры организации, все эти функции могут быть возложены как на одного так и на нескольких сотрудников, в этом вопросе законодательство не накладывает ни каких ограничений. В классическом виде эти обязанности могут быть распределены между следующими должностными лицами:

1. Начальник отдела — осуществляет общее руководство, проводит работу с водителями, контролирует работу механика:

  • организовывает работу водителей в соответствии с требованиями БДД, то есть проводит отбор водителей, инструктажи, организовывает медосмотры и стажировку;
  • не допускает к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителей;
  • анализирует и устраняет причины ДТП и нарушений ПДД, проводит учет ДТП и нарушений ПДД, проводит расследования и занятия с водителями;
  • организовывает медосмотры водителей и мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

2. Механик — отвечает за техническое состояние и эксплуатацию транспорта:

  • обеспечивает техническую исправность транспорта;
  • обеспечивает исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществляет своевременное техническое обслуживание транспортных средств;
  • организовывает оснащение транспортных средств тахографами;
  • оформляет и выдает путевые листы.

Но, как было сказано ранее, все эти обязанности может выполнять и один сотрудника.

Должностные лица в организации осуществляющей коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями

По другому обстоят дела в организациях, родом деятельности которых, согласно уставных документов, является перевозка пассажиров или грузов, и в организациях осуществляющих перемещение пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать медосмотры водителей и мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • обеспечивать техническую исправность транспорта;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять своевременное техническое обслуживание транспортных средств;
  • оснащать транспортные средства тахографами;
  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников обеспечивающих БДД;
  • обеспечивать стоянку транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в соответствии с требованиями;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств;
  • соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами.

В пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», следует обратить внимание на подпункты, обязывающие организации, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями:

  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

То есть в организациях осуществляющих коммерческие перевозки, а также осуществляющих перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями должны быть назначены следующие должностные лица:

  1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Перечисленные специалисты должны соответствовать определенным требованиям которые перечислены в Приказе Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Далее перечислю требования к указанным должностным лицам.

Назначение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны:

  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Требования к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, перечислены в пунктах 15.1 — 15.4 Приказа Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

15.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

  • нормативные правовые акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства Российской Федерации;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации.

15.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

  • разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
  • анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
  • осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
  • разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
  • организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
  • проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей;
  • контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха;
  • организовывать работу контролеров технического состояния автотранспортных средств, транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • проверять при выпуске транспортных средств на линию наличие регистрационных документов транспортных средств, соответствующих разрешений при наличии изменений конструкции транспортных средств, документов, подтверждающих проведение технического осмотра транспортных средств;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
  • организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим коммерческие перевозки или перевозки для собственных нужд;
  • принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
  • инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • принимать меры по включению резервных транспортных средств в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению транспортных средств с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог.

Исходя из этих требований понятно что в организации осуществляющей коммерческие перевозки, а также осуществляющей перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями нельзя назначить ответственным за обеспечение БДД любого сотрудника.

15.3. К квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 15.4 Приказа № 282, к специалисту, ответственному за БДД, предъявляются следующие требования к стажу работы:

  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения безопасности дорожного движения не менее трех лет.
  • К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Кроме перечисленных требования, согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен пройти аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью. Порядок прохождения аттестации определен Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью».

Проведение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны:

  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств может только контролер технического состояния транспортных средств. Контролером может быть назначен любой сотрудник организации, так же контролер может быть представителем сторонней организации по договору услуг. Главное требование — контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям перечисленным в пунктах 13.1 — 13.4 Приказа Министерства транспорта РФ № 282:

13.1. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен знать:

  • нормативные правовые акты по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств;
  • нормативные правовые акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств, в том числе специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • технические требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, в том числе специальным подъемным устройствам для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
  • основы транспортного и трудового законодательства Российской Федерации;
  • основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утверждаемый в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

13.2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта должен уметь проводить предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния.

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

Согласно пункту 13.4 Приказа № 282, к контролеру , предъявляются следующие требования к стажу работы:

  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Для исполнения обязанностей контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, сотрудник организации должен быть назначен приказом.

Итог

На основании перечисленных требований Приказа Минтранса № 282 необходимо определить обязанности перечисленных должностных лиц и разработать для них должностные инструкции.

Если в организации есть специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, соответствующий всем требованиям по уровню образования и стажа, прошедший аттестацию, и если в организации есть контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, соответствующий всем требованиям по уровню образования и стажа, то обязательно необходимо чтобы эти специалисты был назначены приказом.

Перечисленные обязанности можно возложить как на одного сотрудника так и на нескольких сотрудников организации. В небольших организациях один сотрудник, например, механик транспортного отдела, может быть назначен и ответственным за обеспечение БДД, и контролером технического состояния транспортных средств.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим