Нужна ли лицензия на предрейсовый медицинский осмотр водителей?

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Очень часто мне задают вопросы об организации предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств. Последнее время количество вопросов увеличилось, видимо не совсем полно раскрыта эта тема в предыдущих статьях. Пожалуй одним из самых наиболее часто задаваемых вопросов это вопрос о необходимости лицензирования предрейсового медицинского осмотра водителей. Попробую разобрать этот вопрос более детально.

Для начала поясню почему вообще возникает вопрос о необходимости лицензирования предрейсовых медосмотров. Есть мнение что организациям, занимающимся перевозочной деятельностью, в обязательном порядке необходима лицензия на предрейсовый медосмотр, а организациям использующим служебный транспорт для собственных нужд лицензия на медосмотр не нужна, и достаточно иметь в штате организации медработника в обязанности которого входит проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К тому же, в свете последних изменений Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которые вступают в силу с 21 декабря 2018 года, где перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд  приравняли к перевозочной деятельности, вопрос лицензирования предрейсового и послерейсового медосмотра водителей стал актуальным для многих организаций и предприятий, так как по их мнению до этого момента лицензия была не нужна.

И так, в соответствии со Статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

  • организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Этот же пункт, без изменений, есть и в новой редакции Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу с 21 декабря 2018 года.

Смотрите также:  Новый ОСАГО с 2018 года: изменение правил страхования

Далее поясню каким образом предрейсовый медосмотр водителей связан с лицензированием. Согласно подпункта 46 пункта 1 Статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Так же в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию по месту её осуществления. Это указанно в пункте 1 Статьи 13, где сказано что для получения лицензии юридическое лицо или ИП должны предоставить адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Возникает резонный вопрос, является ли предрейсовый медосмотр водителей медицинской деятельностью? В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» к медицинским видам деятельности отнесены работы (услуги) по:

  • медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)…

Тоже самое указано в «Требованиях к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях», утвержденных Приказом Минздрава России № 121н от 11.03.2013. В пункте 2 Требований сказано что при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются работы (услуги) по:

  • медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)…

Подведем краткий итог. Деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров является медицинской деятельностью. В свою очередь медицинская деятельность является лицензируемой. Таким образом юридические лица осуществляющие медицинскую деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, обязаны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности по месту их осуществления. То есть лицензия — обязательна!

Смотрите также:  Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств с 1 сентября 2023 г.

Получение лицензии на предрейсовый и послерейсовый медосмотр очень сложный и затратный процесс. Спасением в данной ситуации может стать заключенный договор со сторонней организацией имеющей лицензию на проведение предрейсовых медосмотров. Но нужно учитывать что медосмотры должны проводится по месту получения лицензии, то есть на территории этой самой сторонней организации.

В соответствии со Статьей 12.31.1. КоАП РФ — Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Процесс получения лицензии на данный вид деятельности это отдельная тема о которой поговорим позже в одной из следующих статей. Так же постараюсь пояснить последние нововведения связанные с введением в действие с 1 января 2018 года закона о телемедицине.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 835н. Информацию об этом можно найти в разделе «Статьи».

Задавайте свои вопросы и оставляйте комментарии.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

3 комментария

  1. VLADIMIR

    Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2018 N 301-КГ18-2148 по делу N А43-11297/2017
    Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным пункта предписания.
    Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о том, что медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию.

  2. Олег

    В планах предрейсового мед. осмотра не чего по моему не изменилось, эти же правила действовали и до этого. Лицензия обязательна, все юр. лица обязаны проходить при использование авто/транспорта. Заключить договор с организацией имеющей лицензию самый простой и быстрый способ.

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Да, Вы правы, ничего не изменилось. Но в подавляющем большинстве руководители компаний понятия не имеют о том как должны быть организованны предрейсовый медосмотр, контроль технического состояния ТС, инструктажи, обучение и т.д…. А если и имеют представление, то не имеют желания тратить на это средства. Сайт «Транспортный отдел» и был организован с целью помочь руководителям и специалистам которые хотят организовать свою работу в соответствии с законодательством но пока не знают как это сделать.

Comments are closed.