Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Продолжаю отвечать на Ваши вопросы.
Организация использует легковые автомобили для собственных нужд. Обязанность проведения предсменного и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств не предусмотрена п. 2 ст. 20 ФЗ 196. Получается что не обязательно иметь в компании контролера технического состояния транспортных средств и вести журнал? На каком тогда основании ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств выпускает на линию? Спорю с бухгалтерией, что пункт о выпуске на линию обязателен, хотя они ссылаются, что раз не надо предрейсовый осмотр проводить, то и расписываться за выпуск на линию тоже не нужно.
Итак, согласно требованиям Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения, юридические лица и индивидуальные предприниматели занимающиеся коммерческими перевозками, или эксплуатирующие грузовые автомобили или автобусы для собственных нужд, обязаны организовать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель эксплуатирует только легковые автомобили и только для собственных нужд, то требование о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств на данное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не распространяется.
В тоже время, дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства являются обязательным реквизитом путевого листа и должны проставляться должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Об этом сказано в пункте 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:
- 16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
На первый взгляд есть несоответствие в котором Федеральный закон № 196-ФЗ не предусматривает проведение предрейсового контроля для организаций эксплуатирующих только легковые автомобили и только для собственных нужд, и при этом Приказ Минтранса требует проставлять в путевом листе дату и время проведения предрейсового контроля. Как быть?
Дело в том что в Приказе Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» есть исключение, и это исключение касается контроля технического состояния транспортного средства. Обратимся к пункту 4 Приказа Министерства транспорта № 368, в котором перечислено какие обязательные сведения о транспортном средстве должен содержать путевой лист:
- 4. Сведения о транспортном средстве включают:
- тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);
- государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
- показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка), а также при заезде транспортного средства на парковку по окончании смены (рабочего дня);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.
Здесь, в первую очередь, необходимо обратить внимание на подпункты 4) и 5).
В подпункте 4) есть уточнение о том что, дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются в случае если обязательность его проведения предусмотрена законодательством РФ. А как мы знаем, для организаций эксплуатирующих только легковые автомобили и только для собственных нужд эта обязанность отсутствует.
В подпункте 5) данного уточнения нет, соответственно дата и время выпуска транспортного средства на линию проставляется в любом случае.
Таким образом, если в организации эксплуатируются только легковые автомобили и только для собственных нужд, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств проставляет на путевом листе дату и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения с линии.
В тоже время на такие организации не распространяется требование проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, соответственно дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставлять не требуется.
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Добрый день! Какие штрафы можно получить за просроченный путевой лист? Юр. лицу, должностному, водителю?
Спасибо за ранее!
Здравствуйте!
В автопарке два легковых автомобиля и два микроавтобуса. Используются для собственных нужд. При таком смешанном хозяйстве, легковые машины тоже должны проходить предрейсовый контроль технического состояния ?
Добрый день! Подскажите пожалуйста, можно ли выписывать путевой лист на 10 -15 дней, если грузовое ТС (спецтехника) во время действия путевого листа возвращается на БПО и выполняет в последующем новые рейсы. При каждом последующем выезде проставляется штампик выезд разрешен и проводится предрейсовый медицинский осмотр.
Отметка о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляется только при первом выезде.
Заранее благодарю за ответ!
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, что нужно указать в путевом листе в задании водителю, если он едет на тягаче за новым прицепом? Соответственно, ни груза, ни пункта погрузки-разгрузки нет. Спасибо.
Пункт «Задание водителю» не является обязательным реквизитом путевого листа….
То есть, можно вообще ничего не писать. Но если очень хочется, укажите «перегон прицепа».