Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В соответствии с Федеральным законом РФ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Данные мероприятия могут проводиться как штатным медицинским работником, так и медработником сторонней организации на основании заключенного договора. Организация проведения таких медосмотров относится к мероприятиям из области охраны труда, соответственно все нарушения по части предрейсовых медосмотров водителей, трактуются именно как нарушения правил охраны труда.
Теперь разберем как на практике проводят предрейсовые медицинские осмотры водителей в небольших организациях. Прежде всего организация предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров мероприятие довольно затратное. Крупные организации могут позволить себе взять в штат одного или нескольких медицинских работников, организовать по всем правилам медицинский кабинет, и в итоге получить лицензию на проведение данного вида медицинской деятельности.
В небольших организациях ситуация иная. Распространена практика когда в попытке сэкономить хоть на чем-то руководство организации пытается уйти от обязанности организации медосмотров. Как правило проставлять штамп о результатах предрейсового осмотра водителей в путевых листах за медработника доверяют, например, механику. Но часто в организациях есть медработник, и он как положено, в соответствии с правилами, проводит предрейсовые медосмотры водителей, при этом у организации нет лицензии на этот вид медицинской деятельности, что тоже является нарушением законодательства.
К тому же с 1 марта 2019 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно внесенных изменений теперь для перевозок пассажиров для собственных нужд автобусами (автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек) необходимо получать лицензию. А одним из требований для получения лицензии является наличие договора с медицинской организацией на проведение предрейсовых медосмотров водителей. В таких случаях, опять же, из соображений экономии, организация заключает договор для галочки, только лишь для того чтобы предъявить его в Ространснадзор, и на этом всё, далее никто проводить медосмотры и не собирается, штамп продолжает проставлять механик или медработник без лицензии.
Здесь в первую очередь нужно понять что в попытках уйти от обязанности проведения медицинских осмотров водителей руководство в первую очередь экономит на безопасности. Проведение предрейсовых медосмотров игнорировать нельзя, и за это нарушение предусмотрена определенная ответственность.
Что грозит за нарушение требований к предрейсовым медосмотрам
В соответствии со Статьей 12.31.1. КоАП РФ — Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров — влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — 3 тысячи рублей;
- на должностных лиц — 5 тысяч рублей;
- на юридических лиц — 30 тысяч рублей.
Но это штрафы за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Как я писал выше, организация проведения предрейсовых медосмотров относится к мероприятиям из области охраны труда. А это штрафы уже другого порядка.
Согласно части 3 Статьи 5.27.1. КоАП РФ, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — 15-25 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — 15-25 тысяч рублей;
- на юридических лиц — 100-130 тысяч рублей.
Согласно части 5 Статьи 5.27.1. КоАП РФ, совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — 30-40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок 1-3 лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — 30-40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — 100-200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если организация осуществляет лицензируемый вид деятельности, например перевозку пассажиров автобусами для собственных нужд, то согласно части 3 Статьи 14.1. КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на граждан — 1,5-2 тысячи рублей;
- на должностных лиц — 3-4 тысячи рублей;
- на юридических лиц — 30-40 тысяч рублей.
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим