Путевой лист. Что это и зачем

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

С обязанностью оформления путевых листов сталкиваются не только специализированные автотранспортные предприятия и организации, но и любые другие организации, которые используют автомобиль для осуществления своей повседневной предпринимательской деятельности. Так что такое путевой лист? Давайте разбираться.

В соответствии со Статьей 2 Федерального закона РФ № 259-ФЗ от 08.11.2007 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, «путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя».

Пункт 2 Статьи 6 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта гласит: «Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство». В принципе этим всё сказано. Но в своей деятельности я часто сталкиваюсь с мнением что оформление путевого листа обязательно только для транспортных организаций, то есть организаций основным родом деятельности которых является перевозка пассажиров и грузов. Как правило так рассуждают те, кто не сталкивался с понятием «обеспечением безопасности дорожного движения». Но, обо всём  по порядку.

Путевой лист несет в себе двойную функцию.

  1. Для сотрудника ГИБДД и представителя УГАДН (транспортной инспекции) путевой лист — это документ подтверждающий законность использования лицом транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Пункт 2 Статьи 12.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях гласит: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 Статьи 12.37. настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». К тому же если транспортное средство эксплуатируется без путевого листа значит не пройден обязательный предрейсовый контроль технического состояния, а водитель не прошёл обязательный предрейсовый медицинский осмотр, что является нарушением Пункта 2 и 3 этой же Статьи «2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей. 3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей». Как видите штрафы существенные.
  2. Для налогового органа путевой лист — это первичный документ, подтверждающий факт хозяйственных операций. Как мы уже знаем «путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства». Если более конкретно, то учитывается количество израсходованного топлива, а в некоторых случаях учитывается и работа водителя. Топливо учитывается для его списания и уменьшения налогооблагаемой базы.
Смотрите также:  Специализированные и специальные транспортные средства

Вернемся к пункту 1. Как мы уже знаем перед выездом автомобиль должен пройти предрейсовый контроль технического состояния, а водитель должен пройти предрейсовый медицинский осмотр. Результаты этих мероприятий фиксируются в путевом листе и соответствующих журналах. То есть становится понятно, что перед выездом любого автомобиля на линию необходимо провести ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации автомобиля. Эти мероприятия направлены на недопущение выпуска на линию юридическим лицом автомобилей, имеющих технические неисправности или водителей, находящихся в болезненном состоянии или состоянии опьянения. Ведь если водитель, находясь в состоянии опьянения управляет личным автомобилем то за все свои действия он отвечает сам. В нашем же случае ответственность как за техническое состояние автомобиля, так и за состояние здоровья водителя лежит на организации эксплуатирующей автомобиль.

Ответственность за эти нарушения прописана в Пункте 2 Статьи 12.31. Кодекса РФ об административных правонарушениях «Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей». А согласно Статьи 12.32. Кодекса «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей».

Думаю Вы поняли что требования безопасности одинаковы для всех юридических лиц, эксплуатирующих автомобильный транспорт, и нет никаких послаблений для не транспортных организаций. Ведь в погоне за прибылью бизнес может игнорировать какие-то элементы требований безопасности что может привести к фатальным последствиям на дороге. В свою очередь специалист, ответственный за эксплуатацию и отправляющий в рейс автомобиль, принадлежащий юридическому лицу, должен понимать и принимать всю полноту своей ответственности за техническое состояние автомобиля ставя свою подпись в путевом листе.

Смотрите также:  Кто может проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

Безопасность! Вот первое и основное направление деятельности любого специалиста и руководителя связанного с обеспечением эксплуатации транспортных средств в любой организации, независимо от формы собственности и рода деятельности. Путевой лист является документом, подтверждающим факт технической исправности автомобиля, принадлежащего юридическому лицу или ИП, и документом подтверждающим факт состояния здоровья водителя.

По сути вся работа специалистов и руководителей транспортного отдела построена вокруг этого документа — путевого листа. Правильно заполненный и выданный на руки водителю, убывающему в рейс, путевой лист это итог большой работы по проведению множества мероприятий. Это и подбор кандидата на должность водителя, и проведение всех видов инструктажей, приказы, стажировка, технический контроль автомобиля и его техническое обслуживание, медицинское обеспечение, ежегодное обучение водителей и периодическое медицинское обследование, предрейсовые мероприятия и т.д. И путевой лист является логическим завершением всех этих мероприятий и все они направлены на обеспечение безопасной и безаварийной эксплуатации автотранспорта. По этому путевой лист нельзя игнорировать. Он нужен в первую очередь Вам, специалистам и руководителям ответственным за БДД и за эксплуатацию. Для того чтобы в случае претензий к Вам со стороны надзорных органов, Вы могли подтвердить законность выпуска на линию автомобиля и таким образом снять с себя часть ответственности за происшествия на дороге.

Надеюсь я убедил Вас в необходимости ведения путевого листа. Буду рад получить комментарии и ответить на вопросы по этому материалу.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документации то на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Путевой лист. Что это и зачем