Режим труда и отдыха водителей. Время управления автомобилем и время отдыха

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Многие из Вас знают что действующее законодательство требует устанавливать на некоторые категории транспортных средств тахографы. Тахограф — это устройство которое предназначено для регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Но не все должностные лица, да и не все водители, понимают что представляет из себя этот режим и каким образом он должен соблюдаться. При этом за нарушение режима труда и отдыха водителей на территории Российской Федерации предусмотрены административные штрафы. Так же предусмотрены штрафы и за неправильное использование самих тахографов.

Для начала разберем что такое рабочее время водителя. Согласно Статьи 15 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Смотрите также:  Содержание вредных веществ в отработавших газах автомобиля. Методы контроля

Теперь разберем время управления автомобилем.

В соответствии со Статьями 16, 17 и 18 Приказа Минтранса № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

  • Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
  • При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
  • При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

Так же, согласно Статьи 19 Приказа Минтранса № 15, предусмотрены специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя:

  • Не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
Смотрите также:  Временная отмена техосмотра

Согласно Приказа отдых водителей включает в себя следующие виды отдыха:

  • Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
  • Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
  • Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

Кроме этого существуют категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям перечисленным в приказе. К таким категориям относятся водители: пожарных автомобилей; аварийно-спасательных автомобилей; занятых на международных перевозках; работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Согласно Статьи 11.23 КоАП РФ за нарушение режима труда и отдыха водителей предусмотрен штраф на водителей от 1 до 3 тысяч рублей. За отсутствие тахографа или за использование тахографа с нарушениями предусмотрены административные штрафы от 1 до 3 тысяч рублей на водителей и от 5 до 10 тысяч рублей на должностных лиц.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

  1. Леонид

    Серафим, да я собственно говоря, хотел ваши комментарии услышать)))

    Ответить
  2. Леонид

    Добрый день.
    Вопрос:
    Как вы понимаете формулировку ненормированный рабочий день водителя легкового автомобиля?
    За образец можно взять персонального водителя ген директора какой то компании в Москве.
    Этот вопрос , а он меня очень интересует, я задал юристам и получил буквально следующий ответ.
    Рабочий день такого водителя может продолжаться любое кол- во часов, дней за месяц- главное чтобы ежедневное управление ТС не превышало 9;часов.
    Следуя их логике получается что такого водителя можно посадить на 16 часовой рабочий день при условии , что управлять ТС не более 9 часов, остальное время в течение рабочего дня проводить в ожидании ген директора.
    Главное чтобы в качестве компенсации было предоставлено не менее трёх доп дней к отпуску.
    Мне непонятно почему на такого водителя не распространяется ст 25 приказа Минтранса 15 ОТДЫХ.
    Хотелось бы узнать ваше мнение.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *