Специалисты БДД: трудовой договор или ГПХ

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Водители и специалисты по БДД: какой договор нужен?

Можно ли сотрудничать с водителями по гражданско-правовому договору ГПХ? Можно ли таким же образом оформить в организацию специалиста по БДД? Ведь это намного выгоднее: меньше налогов, нет проблем, предусмотренных ТК РФ: отпуск, больничный, заработная плата 2 раза в месяц не ниже МРОТ и т.д. А если проверка, ну так всё законно: договор же есть, хоть и с физическими лицами.

Вопрос такой возникает довольно часто, поэтому разберем его более подробно.

Итак: можно ли работать с водителями и специалистами по БДД по гражданско-правовому договору, без каких либо проблем?

Проблемы будут, и еще какие.

Водители по гражданско-правовому договору (ГПХ)

Предположим, что есть некая организация, у которой возникла потребность – возить сотрудников из дома в офис и обратно. Автобуса у компании нет, покупать дорого, принимать водителя в штат не хочется. Директор думал было заключить контракт со специализированными компаниями-перевозчиками, но тарифы показались ему завышенными. Тогда он нашел водителя-частника со своей «Газелью» и предложили ему возить сотрудников – за небольшие деньги, но по гражданско-правовому договору.

Некоторое время, может быть, и будет всё нормально. Но потом придет проверка. И напомнит, что:

  1. По закону, перевозчиком или фрахтовщиком может быть только ИП или юридическое лицо (п. 13, п. 22 ст. 2 УАТ).
  2. Да, существует глава 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг, но указанные там правила не касаются перевозки и фрахтования. И если дело дойдет до суда, то договор с водителем будет признан договором перевозки, как ни крути.
  3. Если организация является перевозчиком или пользуется автобусами и (или) грузовиками для собственных нужд, то на нее распространяются требования Приказа Минтранса № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». А работники, по ТК РФ, это физические лица, вступившие с работодателем в трудовые отношения.

И если случится проверка, то оштрафованы будут все: и водитель, и директор, который его нанял. Водитель – за нарушение правил перевозок пассажиров (по статье 11.14.2. КоАП) и незаконную предпринимательскую деятельность. Директор – за систематическое нарушение трудового законодательства. Потому что по факту между водителем и директором существовали именно  трудовые отношения – это признает любой суд. Возможно, в этом случае директором заинтересуются и налоговые органы. Штрафов в этом случае может набраться столько, что хватило бы как раз на хороший микроавтобус.

Смотрите также:  Порядок действий при ДТП с участием транспортных средств принадлежащих юридическим лицам и ИП

Специалисты БДД: трудовой договор или можно ГПХ

Вообще, оформить специалиста БДД на работу не так уж затратно и хлопотно. Но некоторые предприятия выбирают более сложный и заведомо тупиковый путь – гражданско-правовой договор. Давайте разбираться.

В этом случае, кроме законов, которые мы упомянули выше, нам надо знать еще один, а именно – пункт 2 Статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения». Там говорится о том, что перевозчики обязаны назначать на своих предприятиях ответственного за БДД. Прочтите этот пункт внимательно и обратите внимание на два важных момента.

  1. Перевозчиками с 2019 года считаются не только те предприятия, которые специализируются на перевозках и фрахтовании. Но и те, у которых на балансе есть хотя бы один грузовой автомобиль или автобус, даже если этот транспорт используется исключительно для внутренних нужд компании. Под автобусами в данном случае имеются в виду и микроавтобусы: то есть автомобили, где 8 и больше пассажирских мест. Такие предприятия должны иметь лицензию.
  2. Закон обязывает назначать специалистов по БДД, здесь нет возможности для двойного толкования. То есть «нанять» специалиста по БДД, даже если он оформлен как ИП, невозможно. Если компания профессионально занимается перевозками или у нее на балансе есть автобусы или грузовики – то в ее штатном расписании должен быть и специалист по БДД. Это аксиома.

Попытки обойти законодательство в этой части обречены на неудачу. Вот недавний пример.

Год назад в Кузнецком районном суде Пензенской области рассматривали жалобу Екатерины Куприяновой. Екатерина – индивидуальный предприниматель, у нее своя транспортная компания. Когда на предприятии случилась внеплановая проверка Транснадзора, Екатерину Куприянову оштрафовали за то, что у нее не было ответственного за БДД. Точнее, он был – но не в штате. Работал с компанией как частное лицо, по гражданско-правовому договору.

Смотрите также:  Получение лицензии на предрейсовый медицинский осмотр водителей

Екатерина Куприянова с наложенным взысканием не согласилась и подала жалобу в местный суд. Но суд отклонил ее жалобу, опираясь именно на вышеупомянутый Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Так что штраф Екатерине пришлось всё-таки платить. Вероятно, что и специалиста по БДД она приняла-таки в штат. Потому что штрафы за повторные правонарушения предусматриваются просто гигантские.

Трудовой договор для специалистов БДД и водителей — обязателен

Наверное, здесь излишне что-то комментировать. Если вы входите в число перевозчиков — не рискуйте своими деньгами, временем и репутацией. Примите водителей на работу по трудовому договору и введите в штатное расписание специалиста по БДД. Тем более, что его обязанности можно просто поручить уже работающему сотруднику. Мы писали о том, как это правильно сделать, целую статью.

Вообще, многие предприятия, приравненные к перевозчикам, нашли для себя такой выход. Они включают в штат аттестованного специалиста по БДД – но всего на 0,1 ставки. С точки зрения законодательства здесь никакого нарушения нет. Такой вариант представляется безопасной альтернативой гражданско-прововому договору: и закон соблюден, и платежи минимальные.

В любом случае, и безопаснее, и дешевле действовать законно. Если вам не хочется связываться с трудовым договором, заказывайте транспортные услуги у перевозчиков (ИП или предприятий). Но договор подряда с частными водителями или специалистами по БДД – это мина. Причем даже не замедленного действия.

https://trs72.ru/specialist-bdd-po-gph/

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

6 комментариев

  1. Алексей

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста в организации только легковые автомобили и используются толь для свотх нужд ,требуется ли специалист по БДД или достаточно контролера тех. состояния

    Ответить
    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели:
      1. осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки);
      2. осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).

      Соответсвенно для других юрлиц и ИП назначать ответственного за обеспечение БДД не требуется. Да, достаточно контролера тех.состояния.

      Ответить
  2. Роман

    Добрый день. Подскажите пожалуйста по контролеру технического состояния транспортных средств,
    может ли он работать по гражданско правовому договору?

    Ответить
    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» требует назначать только ответственного за обеспечение БДД. К контролеру такого требования нет. Соответсвенно контролер может быть как в штате организации, так и работать по договору ГПХ, также может быть заключен договор со сторонней организацией.

      Ответить
      • Анатолий

        Интересно! Как контролёр реально будет проверять автомобили утром и вечером (при выпуске в рейс и при возвращении). Для работы контролёра необходимо иметь:
        Помещение, где проводится осмотр, должно быть оборудовано определенным образом, обязательным является наличие:
        • ямы для техосмотра
        • оборудования для проверки схождения
        • шинного манометра
        • оборудование для определения рулевого люфта
        • прибора для проверки исправности фар
        • мобильной лампы
        • газоанализатора
        • слесарных инструментов
        • площадка для проверки тормозного пути
        И как следствие это уже будет трудовой договор при оборудованном рабочем месте на территории предприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *