Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В последнее время мне часто задают вопросы относительно проведения стажировки водителей транспортных средств. При проведении стажировки многие специалисты ответственные за обеспечение БДД применяют Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. На сегодняшний день это, пожалуй, самый полный документ в котором описан порядок проведения стажировки водителей. Однако, к этому документу есть несколько вопросов.
Во первых — данный документ принят и утвержден в 1986 году, и в соответствии с пунктом 1.1 этого же документа:
- Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.
В соответствии с данным пунктом понимаем что положения данного документа ни как не могут распространяться на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей эксплуатирующих транспортные средства.
Во вторых — в указанном пункте нет упоминания о легковых автомобилях.
В третьих — нет сведений что данный документ был зарегистрирован и официально опубликован. Поясню почему данный момент является важным.
В пункте 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» сказано следующее:
- Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В пункте 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» сказано следующее:
- Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
- Министерство юстиции Российской Федерации в течение 5 дней после государственной регистрации нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию, направляет их электронные копии (электронные образы) в федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты» и в Федеральную службу охраны Российской Федерации.
- При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату его государственной регистрации является обязательным.
- Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.
То есть любой официальный документ должен быть зарегистрирован и опубликован.
Далее, согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»:
- Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Конечно, никто не запрещает применять РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, к тому же он не противоречит действующему законодательству, однако надзорные органы не имеют права требовать исполнения данного документа.
При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;
- Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19;
- Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2;
- ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда»).
Часть 3 Статьи 5.27.1 КоАП РФ:
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15000 до 25000 рублей; на юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей.
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
обязаны водители после 20 часовой программе сдавать пдд
Можно не применять. Письмо МИНТРАНСА от 5 ноября 2019 года № Дз-1837-ПГ просто внимательно почитайте и всё будет ясно. Это РД сводит с ума многих. Этот документ не зарегистрирован в Минюсте России.