Стажировка водителей. Можно ли применять РД-200-РСФСР-12-0071-86-12

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В последнее время мне часто задают вопросы относительно проведения стажировки водителей транспортных средств. При проведении стажировки многие специалисты ответственные за обеспечение БДД применяют Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. На сегодняшний день это, пожалуй, самый полный документ в котором описан порядок проведения стажировки водителей. Однако, к этому документу есть несколько вопросов.

Во первых — данный документ принят и утвержден в 1986 году, и в соответствии с пунктом 1.1 этого же документа:

  • Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

В соответствии с данным пунктом понимаем что положения данного документа ни как не могут распространяться на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей эксплуатирующих транспортные средства.

Во вторых — в указанном пункте нет упоминания о легковых автомобилях.

В третьих — нет сведений что данный документ был зарегистрирован и официально опубликован. Поясню почему данный момент является важным.

В пункте 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» сказано следующее:

  • Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В пункте 17 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» сказано следующее:

  • Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
  • Министерство юстиции Российской Федерации в течение 5 дней после государственной регистрации нормативных правовых актов, подлежащих официальному опубликованию, направляет их электронные копии (электронные образы) в федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты» и в Федеральную службу охраны Российской Федерации.
  • При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату его государственной регистрации является обязательным.
  • Нормативный правовой акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.
Смотрите также:  Совмещение должностей водителя и диспетчера

То есть любой официальный документ должен быть зарегистрирован и опубликован.

Далее, согласно пункту 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»:

  • Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Конечно, никто не запрещает применять РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, к тому же он не противоречит действующему законодательству, однако надзорные органы не имеют права требовать исполнения данного документа.

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;
  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19;
  • Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2;
  • ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда»).
Смотрите также:  Требования к должностным лицам. Приказ Минтранса № 287

Часть 3 Статьи 5.27.1 КоАП РФ:

  • Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15000 до 25000 рублей; на юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

  1. вячеслав

    обязаны водители после 20 часовой программе сдавать пдд

  2. Вячеслав

    Можно не применять. Письмо МИНТРАНСА от 5 ноября 2019 года № Дз-1837-ПГ просто внимательно почитайте и всё будет ясно. Это РД сводит с ума многих. Этот документ не зарегистрирован в Минюсте России.

Comments are closed.