Периодичность технического осмотра транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Согласно пункту 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

За последние годы процедура технического осмотра претерпела изменения, однако технический осмотр не отменен и отмена его не планируется. Кроме того ужесточились некоторые требования к техническому состоянию транспортных средств. Тем не менее технический осмотр транспортных средств необходимо проходить в установленные законодательством сроки.

Периодичность технического осмотра транспортных средств

В статье 15 Федерального закона РФ от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена следующая периодичность прохождения технического осмотра транспортных средств:

1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год изготовления):

  • а) легковые автомобили;
  • б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
  • г) мототранспортные средства;

2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части, с года изготовления которых прошло более десяти лет;

3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло не более пяти лет:

  • а) легковые такси;
  • б) автобусы;
  • в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя);

4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года изготовления которых прошло более пяти лет;

5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов;

6) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей части):

  • а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
  • б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.

2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год изготовления, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3, 5 и 6 части 1 настоящей статьи):

  • 1) легковые автомобили;
  • 2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • 3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
  • 4) мототранспортные средства.

Технический осмотр автобусов

Напомню, что согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов»:

  • Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М 2 и М 3 (далее — оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее — уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно — график, заявка).
Смотрите также:  Изменения правил проведения техосмотра

Техосмотр автобусов проводится на пункте технического осмотра, но в присутствии сотрудника ГИБДД. Для этого необходимо записаться на желаемую дату и время прохождения технического осмотра на сайте оператора техосмотра или по телефону. К назначенному времени на пункт техосмотра прибудет сотрудник ГИБДД, который совместно с оператором техосмотра проведет технический осмотр автобуса. Без предварительной записи автобусы на технический осмотр не принимаются.

Что проверяют при техническом осмотре транспортных средств

В соответствии с утвержденной формой диагностической карты, при проведении технического осмотра проверяются следующие параметры:

Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
I. Тормозные системы
1. Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения
2. Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям
3. Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения
4. Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер
5. Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе
6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
8. Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем
10. Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания
11. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов
II. Рулевое управление
12. Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
13. Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе
14. Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении
15. Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
17. Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией
III. Внешние световые приборы
18. Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям
19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов
20. Работоспособность и режим работы сигналов торможения
21. Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям
22. Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией
23. Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
24. Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей
25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
V. Шины и колеса
26. Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям
27. Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации
28. Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес
29. Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес
30. Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес
31. Установка шин на транспортное средство в соответствии с установленными требованиями
VI. Двигатель и его системы
32. Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям
33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания
34. Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива
35. Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям
36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
VII. Прочие элементы конструкции
37. Наличие зеркал заднего вида в соответствии с установленными требованиями
38. Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям
39. Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей
40. Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя
41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства
42. Работоспособность запоров бортов грузовой платформы и запоров горловин цистерн
43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки
44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы
45. Наличие работоспособного звукового сигнального прибора
46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам
47. Наличие задних и боковых защитных устройств, соответствие их нормам
48. Работоспособность автоматического замка, ручной и автоматической блокировки седельно-сцепного устройства. Отсутствие видимых повреждений сцепных устройств
49. Наличие работоспособных предохранительных приспособлений у одноосных прицепов (за исключением роспусков) и прицепов, не оборудованных рабочей тормозной системой
50. Оборудование прицепов (за исключением одноосных и роспусков) исправным устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем
51. Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача
52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
54. Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности
55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)
56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров
57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
58. Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки
59. Работоспособность механизмов регулировки сидений
60. Наличие надколесных грязезащитных устройств, отвечающих установленным требованиям
61. Соответствие вертикальной статической нагрузки на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) установленным нормам
62. Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса
63. Работоспособность механизмов подъема и опускания опор и фиксаторов транспортного положения опор
64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей
65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями
66. Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб
67. Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований
68. Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям
69. Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)
Смотрите также:  Запрет автобусов с правосторонним расположением рулевого управления

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

6 комментариев

  1. Александр

    Подскажите, нужно ли возить с собой в автобусе диагностическую карту?

    Ответить
    • Зуев Серафим

      Согласно Федеральному закону от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
      диагностическая карта — документ в электронном виде, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также на бумажном носителе, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;

      Согласно пункту 4 статьи 19 закона, можно запросить бумажный вариант диагностической карты, однако приоритет имеет электронный вариант:
      4. По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

      Таким образом сотрудник ГИБДД должен сам проверять прохождение техосмотра в электронной базе данных.

      Ответить
  2. Андрей

    Добрый день подскажите купил автобус Нефаз в этом году нужно ли проходить техосмотр или только через год. Спасибо

    Ответить
    • Зуев Серафим

      До 5 лет — каждые 12 месяцев, более 5 лет — каждые 6 месяцев.
      В Вашем случае техосмотр необходимо проходить через 12 месяцев.

      Ответить
  3. Андрей

    Подскажите, если тех.осмотр на тягаче заканчивается 28 августа, то согласно постановления 275 срок действия продлевается еще на полгода или до 1 октября или вообще не продлевается и нужно до 28 августа его пройти?

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.