СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Особенности работы водителя транспортного средства в весенне-летний период эксплуатации
С началом периода весеннего снеготаяния на автодорогах накапливается много талой воды. Под слоем воды на проезжей части могут скрываться различные неровности. Передвигаться по таким дорогам необходимо с особой осторожность, чтобы не вывести из строя транспортное средство и чтобы не совершить ДТП.
После того, как водитель проехал по проезжей части, залитой водой, следует немедленно остановиться, визуально проверить состояние тормозной системы ТС. Если внешне трансмиссия и тормозная система не повреждены следует медленно начать движение. При движении по воде тормозные колодки намокают. При этом значительно уменьшается коэффициент трения и тормоза могут не сработать. После начала движения следует медленно и с малым усилием нажать на тормозную педаль и держать ее до восстановления эффективного торможения. При этом двигаться необходимо осторожно и с небольшой скоростью.
Обочины дорог, особенно земляные, намокают от большого количества влаги и становятся вязкими. При наезде колес на размокшую обочину ТС может увести в сторону обочины и опрокинуться, особенно при высокой скорости движения. Скорость ТС должна быть минимальной.
С наступлением теплых дней года на улицах и автодорогах появляется большое количество пешеходов, велосипедистов и водителей индивидуального транспорта. Увеличение числа участников дорожного движения приводит к увеличению интенсивности движения, что в свою очередь увеличивает риски возникновения опасных ситуаций на дороге. Следует быть особенно осторожным в местах большого скопления транспорта и пешеходов а так же в местах с высокой интенсивностью движения.
При минусовых температурах, особенно в ночное время, на дорогах может образовываться тонкий слой льда. Нужно помнить что автомобильные шины имеют низкий коэффициент сцепления колес с дорогой 0,1 — 0,3. Для сравнения – чистый сухой асфальтобетон имеет коэффициент сцепления 0,8 — 0,9. При движении по гололеду не следует резко нажимать на педель тормоза, т.к. это малоэффективно и опасно. Резкое торможение может привести к блокировке всех колес и увеличить тормозной путь что приведет к потере управления транспортным средством и к заносу.
Проезжая опасный участок, следует сохранять постоянную скорость, педалью акселератора следует пользоваться очень осторожно, плавно и мягко. Нельзя производить лишних, тем более резких движений рулем. Если нужно остановиться, то следует производить торможение двигателем или прерывистым способом «нажал-отпустил».
В случае заноса ТС, на заднеприводном автомобиле необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, используя торможение двигателем. На обледенелой дороге следует избегать каких либо резких движений рулем, не следует резко нажимать педали газа и тормоза. На скользкой дороге, при смене полосы движения, следует быть очень осторожным, а при обгоне тем более, а лучше всего вовсе воздержаться от перестроений и продолжать движение в своей полосе.
Во встречном или попутном направлении движения на мокрой и загрязненной дороге от колес автомобиля летят грязные брызги и попадают на лобовое стекло. В свою очередь это сильно затрудняет видимость, поэтому запрещается выезд транспортных средств на линию с неработающими стеклоочистителями.
Летний период – это пора школьных каникул. Именно на это время приходится пик детского дорожно-транспортного травматизма. Водитель ТС должен соблюдать особую осторожность, проезжая мимо школ, детских площадок, а также на участках дорог или улиц, где возможно внезапное появление детей.
Водитель твердо должен знать основные правила преодоления труднопроходимых участков бездорожья, где могут встретиться различные препятствия, такие препятствия как рвы, ямы, насыпи рекомендуется проезжать под углом близким к прямому на пониженных передачах. Автомобиль нужно вести плавно, без резких поворотов и переключения передач. Косогор с боковым уклоном можно проезжать только по сухому грунту, при малой скорости, на пониженной передаче.
Дорога, не имеющая твердого покрытия, называется грунтовой. Нормальное движение по такой дороге возможно только в сухой период года. После дождей или после таяния снега поверхность грунта становится очень скользкой и вязкой, колеса автомобиля начинают буксовать и автомобиль становится плохо управляемым. В таких случаях дорогу нужно выбирать так чтобы колеса не попадали в старую глубокую колею, потому что есть риск посадить автомобиль на картеры мостов, раму или защиту двигателя. Двигаться по колее необходимо на передаче, которая исключила бы остановку автомобиля. Глубокие колеи необходимо пропускать между колесами.
Трудно проходимые участки с глубокой грязью преодолевают на пониженной (скорости) передаче и при постоянном числе оборотов двигателя. Двигаясь через канаву, необходимо следить за тем, чтобы не зацепить грунт низко расположенными агрегатами или рамой автомобиля. Небольшие канавы проходят накатом при выключенном сцеплении или на одной из низших передач. Глубокие колеи преодолевают под прямым углом. Направлять автомобиль под острым углом нельзя, так как большие перекосы могут вызвать повреждение ходовой части.
При работе в условиях бездорожья нужно иметь в автомобиле буксирный трос, лопату, топор и цепи противоскольжения.