Движение в темное время суток
При управлении транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости водителю следует быть предельно внимательным и осторожным. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги и расположенных на ней объектов. Фары автомобиля освещают лишь небольшой ограниченный участок дороги, при этом объекты появляются в зоне освещения внезапно, для опознавания их требуется больше времени, чем днем. Среднее время реакции водителя увеличивается в 2 раза.
В темное время суток в условиях недостаточной видимости сильно искажается цветоощущение предметов. Значительно снижается яркость объектов дорожной обстановки и их контрастность относительно дороги. Расстояние, на котором обнаруживаются транспортные средства ночью, сокращается почти вдвое по сравнению со светлым временем, однако водителю кажется, что они находятся на большом расстоянии. В свете фар искажаются предметы и неровности дороги. Резкие и частые изменения освещенности и яркости предметов требуют непрерывной адаптации зрения, в результате чего глаза водителя быстро утомляются. Наибольшая опасность возникает при ослеплении водителя светом фар: видимость резко ухудшается, а зачастую и вовсе пропадает. Если при ослеплении водитель не снизит скорость или не остановиться то автомобиль на короткий период становится неуправляемым, причем даже при малой скорости неуправляемый автомобиль может пройти значительное расстояние.
Согласно статистики почти половина всех ДТП с тяжелыми последствиями приходится на темное время суток. Аварийность увеличивается, в том числе, и из-за ослабления контроля за движением. Снижение интенсивности движения создает ощущение того, что можно двигаться с более высокой скоростью и более свободно маневрировать. Ухудшаются условия видимости во время снегопада, проливного дождя и при тумане. Туман может скрывать ориентиры и искажать цвета.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель основную часть времени находится в состоянии высокого эмоционального напряжения, поэтому значительно быстрее наступает эмоциональная и физическая усталость.
При встречном разъезде в темное время суток для того чтобы снизить ослепление светом фар, необходимо переключить дальний свет фар на ближний за 250 — 300 м, но не менее 150 м – согласно ПДД. Если водитель встречного автомобиля не переключил дальний свет фар на ближний, можно попросить его об этом переключением на подфарники или неоднократным переключением с дальнего на ближний. Если это не помогло, и Вы ослеплены, то нужно снизить скорость и, не меняя полосы движения остановиться.
Во время движения с включенным ближним светом фар необходимо держаться правой стороны дороги, это поможет вовремя обнаружить препятствие, появившееся на Вашей полосе движения.
При обгоне, приблизившись на расстояние 150 — 200 метров к обгоняемому автомобилю, следует переключить свет фар с дальнего на ближний, чтобы не ослеплять водителя, обгоняемого автомобиля через зеркала заднего вида. Затем поравнявшись с обгоняемым автомобилем, можно включить дальний свет фар. Водитель обгоняемого автомобиля должен при приближении обгоняющего снизить скорость и принять вправо. Когда обгоняющий начнет опережение, водитель обгоняемого автомобиля должен переключить свет фар на ближний и двигаться с ближним светом до тех пор, пока дистанция между автомобилями не увеличится до 150 — 200 метров.
При хороших дорожных условиях и ровной местности с включенным дальним светом фар можно двигаться со скоростью не больше 80 км/час. С ближним светом фар можно двигаться не быстрее 40 — 50 км/час, это конечно при условии, что свет фар укладывается на проезжей части и не теряется в темноте. Если же дорога извилистая, а свет фар повисает в воздухе, скорость необходимо снизить.
На дороге ночью можно встретить не предвиденное препятствие. На дороге может вдруг появиться пешеход, которого сложно заметить; автомобиль, движущийся с одной фарой, можно принять за мотоцикл. Большую опасность на дороге представляют ограждения в местах проведения ремонтных работ, которые не обозначены соответственно, а также неосвещенные транспортные средства. Поэтому выбирать скорость необходимо с учетом возможного внезапного появления препятствия на дороге.
Стоянка в темное время суток
В темное время суток остановка на неосвещенной автомобильной дороге очень опасна. Если габаритные огни автомобиля неисправны, то даже кратковременная остановка ночью на неосвещенном участке дороги запрещена — автомобиль должен быть отведен за пределы дороги, т.е. за пределы проезжей части.
Бывают ситуации, когда водитель из-за возникшей неисправности вынужден оставить автомобиль на месте, где ПДД остановка и стоянка запрещена. В этом случае водитель обязан включить аварийную световую сигнализацию и выставить на расстоянии 25 — 30 м позади автомобиля знак аварийной остановки, выполненный из светоотражающего материала или мигающий красный фонарь.