Безопасность движения и техника безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы
Общие требования безопасности.
В длительные командировки, дальние рейсы подбираются наиболее дисциплинированные водители, имеющие опыт и стаж работы на данных категориях транспортных средств, своевременно прошедших медицинский осмотр и инструктажи.
Требования безопасности перед выездом в командировку.
Водитель, выезжающий в командировку, обязан:
- иметь при себе документы: водительское удостоверение, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, паспорт;
- в полном объеме изучить данную инструкцию;
- пройти предрейсовый медицинский осмотр, о чем делается запись в журнале предрейсового медицинского осмотра и ставится отметка в путевом листе о его прохождении медосмотра и о допуске водителя к рейсу;
- получить инструктаж о маршруте движения, расписания (график) движения, местах отдыха, месте и времени смены водителей (если в рейс отправляется 2 водителя), о чем делается запись в путевом листе;
- о правилах перевозки груза, людей, об изменении метеорологических, дорожных и других условиях и режимах работы на маршруте;
- о времени прибытия в пункт назначения (оборота) и возвращения в офис;
- при выезде со стоянки водитель совместно с ответственным за техническое состояние должен проверить техническое состояние и оборудование транспортных средств, согласно «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». Следует обратить особое внимание на отсутствие подтеков топлива из системы, состояние колес и шин, приборов освещения, сигнализации, работу стеклоочистителя и стеклоомывателя, устройств обогрева и обдува стекол, спидометра, тахографа (если он установлен), противоугонные устройства, наличие аптечки, огнетушителя, инструментов, противооткатных приспособлении, знака аварийной остановки, заправку топливом, маслом, тормозной жидкостью, электролитом в аккумуляторных батареях, а также проверить его плотность.
Водитель расписывается в путевом листе о принятии автомобиля. В случае выявления технических неисправностей никто не имеет право принуждать водителя выезжать в рейс.
Требования безопасности во время работы.
Во время работы водитель обязан выполнять требования «Правил дорожного движения», следить за техническим состоянием транспортного средства, контролировать размещение, крепление и состояние груза во избежание его падения, создание помех для движения.
Водителю запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения: передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории; пересекать организованные (в т. ч. пешие) колоны и занимать место в них;
- отклоняться, самовольно изменять маршрут, если это не связано с ухудшением дорожных или климатических условий (обо всех отклонениях от маршрута в путевом листе должна быть сделана отметка);
- перевозить людей в кузове грузового автомобиля;
- нарушать режимы труда и отдыха установленные заданием, графиком движения (при суммированном учете рабочего времени продолжительность работы не должна превышать в течений дня 10 ч, в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего место отдыха, продолжительность ежедневной работы может быть увеличена до 12 часов, продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов в сутки, сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя в течении двух дней подряд четырех часов);
- категорически запрещается спать в кабине при работающем двигателе (это опасно для жизни);
- открывать двери транспортного средства, если это создает помехи другим участникам дорожного движения;
- нарушать скоростной режим, установленный ПДД;
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
- проводить разворот на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах путепроводах эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктах, на автомагистралях и дорог, обозначенных знаком 5,3 (дорога для автомобилей);
- проводить обгон на регулируемых перекрестах с выездом на полосу встречного движения н на нерегулируемых перекрестах при движении по дороге не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесного транспортного средства без бокового прицепа н разрешенного обгона справа), на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100м. перед ними транспортного средства производящего обгон или объезд, в конце подъем и др. участков дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения;
- перевозить груз, если он затрудняет управление, нарушает устойчивость транспортного средства, закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, создают шум, пылит, загрязняют дорогу и окружающую среду. Если состояние и размещение груза не удовлетворяют установленным требованиям, безопасной перевозки, водитель обязан принять меры к устранению перечисленных причин либо прекратить дальнейшее движение;
- выезжать на железнодорожный переезд при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора), при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума, при запрещающем сигнале дежурного по переезду, если за переездом образовался затор, если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина), самовольно открывать шлагбаум, объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.
Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест (если это не возможно — включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановке на расстояние чем за 15 м. в населенном пункте и не менее 30 м. вне населенного пункта).
Запрещается движение транспортных средств при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях не достаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителя во время дождя или снегопада.
Требования безопасности при возникновении аварийной ситуации.
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему обязан: немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности. Не перемещать предметы, имеющие отношения к происшествию; принять возможные меры для оказания доврачебной мед. помощи пострадавшим, вызвать «Скорую мед. помощь». А в экстренных случаях отправить пострадавших на попутной автомашине, а если это не возможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность и возвратиться к месту происшествия, освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно.
При необходимости освобождения проезжей части или доставки, пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей: положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия; сообщить о случившемся в милицию и в свою организацию.
При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м (причем на гибкой сцепке должны быть предупредительные устройства (не менее двух) флажки или щитки в виде флажков (200 х 200 мм) с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами), а при буксировке на жесткой сцепке не более 4 м.
Буксировка запрещается:
- транспортных средств, у которых не работает рулевое управление;
- двух и более транспортных средств;
- транспортных средств с нерабочей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства, при меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке.
Требования безопасности по окончании работ.
После окончания работы (командировки) водитель обязан:
- о недостатках, обнаруженных во время работы (командировки), известить начальника Транспортного отдела и своего непосредственного руководителя.