Разъяснение Пленума Верховного суда о наказании за нарушения ПДД

Здравствуйте, уважаемые читатели.

25 июня 2019 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Российской Федерации на котором были рассмотрены вопросы, возникающие в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Напомню, что глава 12 Кодекса регламентирует административные правонарушения в области дорожного движения.

В частности даны разъяснения по применению наказания за нечитаемые номерные знаки (ст. 12.2 КоАП). Если водитель преднамеренно скрыл номерной знак полностью или частично грязью, снегом или каким либо предметом, то суд может назначить штраф в размере до 5 тысяч рублей или лишить права управления. Но при этом инспектор ГИБДД должен доказать в суде что автомобилист действовал умышленно, например если весь автомобиль чистый а номера загрязнены. Но если номерной знак покрылся снегом или грязью во время движения по трассе, и умышленность действий водителя не доказана, то применять можно только штраф в размере 500 рублей.

Так же если водитель каким либо образом изменил или удалил символы на номерном знаке, то суд будет расценивать это как управление авто с подложными номерными знаками. А за это нарушение лишают права управления на срок до одного года.

Разъяснение о выезде на обочину в нарушение ПДД. Известны случаи, когда водители, двигаясь по обочине, совершал столкновение с автомобилем, поворачивающим направо из основного ряда. При этом водитель двигавшийся по обочине доказывал в суде что он ехал прямо, не менял траекторию движения, соответсвенно ему должны были уступать дорогу. Верховный Суд разъяснил, что такого права у нарушителя нет, так как уступать дорогу ему никто не должен, поскольку автомобиль двигалась по обочине, то есть там, где двигаться запрещено правилами.

Смотрите также:  Остановка транспортного средства по требованию сотрудника таможни

Разъяснено применение наказания для водителей, которые в результате нарушения ПДД спровоцировали аварию с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП). Штраф за такое нарушение 2,5 тыс. руб. или лишение права управления. Конкретно разъяснены случаи когда водитель по своей вине попал в ДТП, например врезался в столб, и при этом получил травму. Так как сам водитель не может быть одновременно нарушителем, в отношении которого ведется производство, и потерпевшим, то материалы по статье 12.24 не могут передаваться в суд.

Разъяснены ситуации, связанные с освидетельствованием на состояние опьянения. Например если водитель всячески препятствовал проверке на состояние опьянения, то суд может расценить это как отказ от освидетельствования, а это уже лишение права управления.

Так же суд может проверить сведения об уровне подготовке врачей или затребовать лицензию на осуществление медицинской лицензии у медучреждения. Таким образом эта норма фактически обязывает суды запрашивать данные о враче и организации, если водитель подал соответствующее ходатайство. Ранее суды такие ходатайства отклоняли.

Разъяснение ситуации с установкой на автомобиль нештатных газоразрядных (ксеноновых) ламп. Установка нештатных ксеноновых ламп в штатные фары приводит к ослеплению водителей на встречной полосе движения. Ранее ГИБДД за подобные нарушения оформляла материалы по ч. 3 ст. 12.5 КоАП, и суды вполне могли лишить водителей прав. Теперь Верховный Суд разъяснил что за подобные нарушения водителя будут наказывать по ч. 1 ст. 12.5 КоАП и будет применяться штраф в размере 500 рублей.

Внесено большое количество важных технических уточнений. Например, если автомобиль буксируется по тросе, то находящийся за рулем буксируемого автомобиля человек также считается водителем и должен выполнять все соответствующие обязанности, за исключением случаев, когда буксировка происходит на жесткой сцепке. Так же Суд разъяснил ситуации с оставлением места ДТП. Это касается случаев когда водитель случайно повредил чужой автомобиль и не заметив этого уехал, при этом минимальное наказание за это — один год лишения прав. Теперь Суды должны будут устанавливать степень вины водителя, умысел его действий. Будет учитываться характер наезда и характер повреждений.

Смотрите также:  Послерейсовый медицинский осмотр водителей при перевозках пассажиров

Разъяснения Верховного Суда понадобилась в связи с большой долей ранее отмененных решений судов. Суды начнут применять документ с момента публикации.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим