Предрейсовый контроль технического состояния, обслуживание и ремонт ТС

Первый и главный нормативный акт обязывающий поддерживать транспортные средства принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в исправном состоянии — это Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. В пункте 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» сказано что Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

В пунктах 1 и 3 Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» также сказано:

  • Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
  • Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.

Пункт 1 Статьи 19 ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», в котором есть «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 12 Основных положений сказано что должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация…

В итоге получаем что все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны:

  • Проводить периодическое техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств;
  • Не выпускать на линию неисправные транспортные средства.

Техническое обслуживание и ремонт

Для чего необходимо техническое обслуживание. Об этом сказано в пункте 1 Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Организовывать техническое обслуживание и ремонт можно как своими силами так и силами сторонних организаций. В целях экономии средств и времени проще заключить договор на ремонт и обслуживание транспортных средств на стороне, так как для организации собственной ремонтной базы необходимо иметь дополнительный штат сотрудников, а так же нужны ремонтные площади оборудованные в соответствии с нормами. Организовывать обслуживание и ремонт своими силами целесообразно при наличии большого количества транспортных средств или из-за невозможности сделать это на стороне. При этом в пунктах 3 и 4 Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения», перечислены требования к организациям, предоставляющим услуги по обслуживанию и ремонту транспортных средств:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами;
  • Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.

Техническое обслуживание должно проводиться с определенной периодичностью и в соответствии с определенными нормами и правилами. Об этом сказано в пункте 2 этой же Статьи 18 закона «О безопасности дорожного движения»:

  • Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации.

Если заводом-изготовителем не установлена нормы и правила технического обслуживания транспортных средств то согласно «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984, предусмотрены следующие виды технического обслуживания:

  • Ежедневное обслуживание;
  • Техническое обслуживание ТО-1;
  • Техническое обслуживание ТО-2;
  • Сезонное обслуживание.

Периодичность этих видов технического обслуживания следующая:

  • Легковые автомобили: ТО-1 — 4000 км, ТО-2 — 16000 км;
  • Автобусы: ТО-1 — 3500 км, ТО-2 — 14000 км;
  • Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей: ТО-1 — 3000 км, ТО-2 — 12000 км.

Предрейсовый контроль технического состояния

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, проводится ежедневно, перед выездом автомобиля с места стоянки и перед убытием в рейс или на линию. Предрейсовый контроль технического состояния осуществляет контролер технического состояния транспортных средств или сотрудник организации назначенный приказом и прошедший соответствующее обучение. В должностной инструкции этого сотрудника должны быть прописаны должностные обязанности по осуществлению контроля технического состояния транспортных средств.

Далее рассмотрим вопрос как и где необходимо проводить предрейсовый контроль технического состояния. Как такового, законодательно утвержденного алгоритма проведения предрейсового контроля не существует, последовательность действий нигде не прописана. Но, как мы уже разбирали ранее, пункт 1 Статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» запрещает эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, и ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», где имеется приложение с перечнем неисправностей при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В свою очередь это Постановление Правительства ссылается на «ГОСТ Р 51709-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Но на сегодняшний день этот ГОСТ не действует и заменен на ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». В нем описаны требования к техническому состоянию транспортных средств, в частности:

  • Требования к тормозному управлению;
  • Требования к рулевому управлению;
  • Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке;
  • Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям;
  • Требования к шинам и колесам;
  • Требования к двигателю и его системам;
  • Требования к прочим элементам конструкции (зеркала, стекла, замки, и т.д.).

На первый взгляд всё понятно, но есть определенные сложности с методами проверки технического состояния описанными в ГОСТ. Например, в некоторых случаях, для проверки тормозных систем требуется наличие роликового стенда или специально подготовленной площадки. А негерметичность колесных тормозных камер выявляют с помощью электронного детектора утечек сжатого воздуха. Так же внешние световые приборы проверяются прибором для проверки и регулировки фар, светопропускание стекол так же проверяется специальным прибором и т.д.. То есть для организации предрейсового контроля ТС в соответствии с ГОСТ необходимо иметь определенный набор оборудования и приборов, а это в свою очередь значительные финансовые затраты, которые может себе позволить только крупное автотранспортное предприятие. В некоторых случаях выходом в такой ситуации может стать заключение договора со сторонней организацией, но тогда на территорию этой организации предается переносить и стоянку ТС и проведение медосмотра водителей, но снова получаем затраты и организационные сложности.

Итак, руководствуясь ГОСТ 33997-2016 и ориентируясь на перечень неисправностей при которых запрещена эксплуатация ТС, можно составить следующий алгоритм предрейсового контроля технического состояния транспортных средств:

  1. Проверка тормозного управления (проверяются все имеющиеся тормозные системы: рабочая, стояночная, запасная, вспомогательная; проверяется герметичность гидравлического, пневматического и пневмогидравлического приводов тормозов). Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние: транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно; грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно. Рабочую тормозную систему проверяют по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы — по показателям эффективности торможения согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.1 Методы проверки тормозных систем).
  2. Проверка рулевого управления (проверяется суммарный люфт в рулевом управлении, усилие при повороте рулевого колеса, крепление рулевой колонки, уровень рабочей жидкости в усилителе рулевого управления, гермитичность гидросистемы усилителя). Резьбовые соединения должны быть затянуты или зафиксированы установленным способом. Устройство фиксации положения рулевой колонки и усилитель рулевого управления (при их наличии) должны быть работоспособными. Рулевое управление проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.2 Методы проверки рулевого управления).
  3. Проверка внешних световых приборов (проверяется количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов). Внешние световые приборы и световозвращатели должны быть чистыми и работать в установленном режиме. Рассеиватели и лампы, должны соответствовать типу данного светового прибора. Внешние световые приборы проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.3 Методы проверки внешних световых приборов).
  4. Проверка стеклоочистителей и стеклоомывателей (проверяется наличие и работоспособность в различных режимах). Стеклоочистители и стеклоомыватели проверяют визуально в процессе их рабочего функционирования при минимально устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу двигателя АТС. При проверке стеклоочистителей с электрическим приводом должны быть включены фары дальнего света. ГОСТ 33997-2016 (п.5.4 Методы проверки обзорности).
  5. Проверка шин и колес (проверяется высота рисунка протектора шин, возможность измерения давления воздуха и подкачивания шин, повреждения шин, наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес). На одну ось АТС не должны быть установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На АТС не должны быть установлены ошипованные и неошипованные шины. Пригодность шин и колес, комплектация и их применение должны соответствовать показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.5 Методы проверки шин и колес).
  6. Проверка двигателя и его систем (проверяется предельно допустимое содержание загрязняющих веществ в ТС с бензиновыми двигателями, дизелях и газобаллонных ТС; герметичность системы питания, системы выпуска отработавших газов, крышек и уплотняющих элементов). Двигатель и его системы проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.8 Методы проверки двигателей с принудительным зажиганием, п.5.9 Методы проверки двигателей с воспламенением от сжатия, п.5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов).
  7. Проверка зеркал заднего вида, стекол, звукового сигнального прибора и противосолнечных козырьков (проверяется наличие указанных элементов и их работоспособность, наличие трещин и затемнений на ветровых и боковых стеклах ТС). Не должно быть дополнительных предметов или нанесенных покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Звуковой сигнальный прибор должен при приведении в действие органа его управления издавать непрерывный и монотонный звук. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  8. Проверка замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, предусмотренное изготовителем ТС противоугонных устройство (проверяется их работоспособность). Замки боковых навесных дверей АТС должны быть работоспособны и фиксироваться в двух положениях запирания: промежуточном и окончательном. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  9. Проверка элементов конструкции автобуса (проверяется аварийный выключатель дверей, сигнал требования остановки, аварийные выходы автобуса и устройства для приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона автобуса, привод управления дверями и сигнализация об их работе, наличие табличек с инструкциями о правилах использования аварийных выходов). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.13 Методы дополнительной проверки транспортных средств категорий М2 и М3).
  10. Проверка спидометра, одометра, тахографа (проверяется их работоспособность; наличие пломб у тахографа). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п.5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  11. Проверка ремней безопасности и подголовников (проверяется их наличие; работа замыкающего и втягивающего устройства; отсутствие надрыва на лямках ремней безопасности). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.7 Методы проверки средств пассивной безопасности).
  12. Проверка укомплектованности автомобилей и автобусов категорий М3, N2, N3 (проверяется наличие, количество и расположение знаков аварийной остановки, медицинских аптечек, огнетушителей и противооткатных упоров). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства).
  13. Проверка креплений (проверяется надежность закрепления поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинских аптечек). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  14. Проверка сидений (проверяется работоспособность механизмов продольной регулировки положения сиденья, угла наклона спинки сиденья или механизма перемещения сиденья (для посадки и высадки пассажиров), автоматическая блокировка этих механизмов). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  15. Проверка седельно-сцепного устройства и предохранительных соединений (проверяется работа замка и блокировки; сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства на отсутствие видимых повреждений; работоспособность предохранительных приспособлений (цепи, тросы) у одноосных прицепов (кроме роспусков) и прицепов, не снабженные тормозами). На полуприцепе должны быть исправное опорное устройство, исправные фиксаторы транспортного положения опор, исправные механизмы подъема и опускания опор. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.6 Методы проверки сцепных устройств).
  16. Проверка наличия, предусмотренных конструкцией ТС, задних грязезащитных устройств, фартуков и брызговиков. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  17. Проверка работоспособности, предусмотренных конструкцией ТС, держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки должно надежно фиксировать барабан с крепежным канатом. Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  18. Проверка изоляции электрических проводов (проверяется целостность проводов, отсутствие видимых разрушений, коротких замыканий и следов пробоя). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  19. Проверка имеющейся коррозии (проверяется и не допускается чрезмерная общая коррозия рамы и связанных с ней деталей крепления или элементов усиления прочности основания кузова автобуса; сквозная коррозия или разрушение пола пассажирского помещения автобуса; коррозия либо трещины и разрушения стоек кузова; вмятины и разрушения кузова, нарушающие внешние очертания и узнаваемость модели ТС). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.11 Методы проверки прочих элементов конструкции).
  20. Проверка маркировки ТС (проверяется соответствие нанесенной на ТС маркировки указанной в документах, наличие государственных регистрационных знаков на ТС и их расположение на предусмотренных местах; у ТС, оснащенных газовой системой питания, на наружной поверхности газовых баллонов наличие нанесенных паспортных данных, в том числе даты действующего последующего освидетельствования). Прочие элементы конструкции проверяют по показателям и требованиям согласно ГОСТ 33997-2016 (п. 5.12 Методы проверки комплектности и возможности идентификации колесного транспортного средства).

Этот алгоритм фиксируется в виде документа «Перечень операций (работ) при проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» и утверждается руководителем организации.

В случае если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным выше, то итогом проведения предрейсового контроля должна быть отметка в путевом листе. В соответствии с пунктом 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

  • Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Согласно пункта 12 Приказа № 296 организации перевозчики в случае если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, в путевом листе ставят отметку «контроль технического состояния транспортного средства пройден».

За отсутствие в путевом листе отметки о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств предусмотрены штрафы. Согласно пункта 3 Статьи 12.31.1 КоАП РФ:

  • Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Документы

  • План-график технического обслуживания транспортных средств (на определенный период);
  • Документы подтверждающие проведение технического обслуживания транспортных средств (договоры на ТО и ремонт со сторонними организациями, заказ-наряды и акты выполненных работ);
  • Перечень операций при выпуске на линию транспортных средств;
  • Путевой лист с отметкой о результате предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

При организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств, и организации предрейсового технического контроля необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);
  • ГОСТ 33997-2016 «Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки»;
  • Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим