Кто такой водитель-наставник. Требования к стажу и образованию

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В комментариях периодически задаете вопросы о назначении водителя-наставника при проведении стажировки.

Для начала напомню, что стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока. В соответствии со Статьей 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

  • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Согласно пункту 2.2.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Так же о необходимости проведения стажировки сказано в Пункте 13 Приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

  • Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Согласно пункта 16 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. № 59:

Смотрите также:  Порядок проведения предрейсового контроля технического состояния ТС

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Из этого пункта делаем следующие выводы:

  1. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника, соответсвенно невозможно провести стажировку без водителя наставника.
  2. Водитель-наставник может назначаться из числа водителей организации.
  3. Водитель-наставник может привлекаться со стороны, в том числе из других организаций, учебных заведений и т.д.
  4. У водителя-наставника должны отсутствовать ДТП по его вине за последний год.
  5. При проведении стажировки на легковом такси или грузовом автомобиле стаж вождения водителя-наставника должен быть не менее 1 года.
  6. При проведении стажировки на автобусе, трамвае или троллейбусе стаж вождения водителя-наставника должен быть не менее 5 лет.

Как видите в Порядке отсутствуют требования относительно образования или дополнительного обучения водителя-наставника, нет требований иметь какую либо специальную подготовку и ничего не сказано об удостоверении водителя-наставника. Приказом Минтранса № 59 определены только два критерия по которым необходимо выбирать водителя-наставника:

  • Отсутствие или наличие ДТП за последний год по его вине;
  • Стаж вождения на определенном типе транспортного средства.

Требования о дополнительном обучении и наличии удостоверения когда-то были в РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», однако на сегодняшний день этот документ устарел и носит только рекомендательный характер.

При организации проведения стажировки необходимо руководствоваться действующими нормативными актами, в частности Приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Смотрите также:  Требования предъявляемые к транспортному средству

Из личного опыта добавлю что теоретическую часть, в том числе инструктажи и проверка знаний, в крупных организациях как правило проводит ответственный за обеспечение БДД. На водителе-наставнике лежит задача проведения практической части стажировки, то есть проверка умений водителя при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством, и включает в себя управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования, а для водителей маршрутных транспортных средств с выездом на дороги общего пользования без пассажиров и с пассажирами.

Надеюсь в статье полно раскрыта информация о водителе-наставнике. Если есть дополнительные вопросы, задавайте в комментариях.

Напоминаю, на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

2 комментария

  1. Константин

    Один вопрос, кроме листа стажировки водителя какие — либо другие нормативные документы нужно заполнять, например приказ на проведение стажировки?

    Ответить
  2. Константин

    Всё понятно. спасибо. Как раз сейчас рассматриваю кандидата на должность водителя — экспедитора, прочитал, обновил в голове информацию.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *