Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Продолжаю отвечать на Ваши вопросы и одним из последних был вопрос о требованиях при организации работы кабинета БДД.
В 1986 году Министерством транспорта РСФСР был утвержден Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-07 Положение по оснащению и организации работы кабинетов безопасности движения.
Изначально, данный документ был предназначен для применения во всех автотранспортных предприятиях Минавтотранса РСФСР. Соответственно, к юридическим лицам и ИП, эксплуатирующим автомобильный транспорт, в современных реалиях, этот документ ни какого отношения не имеет.
Некоторые положения Руководящего документа можно встретить в различных учебно-методических пособиях, но они носят только рекомендательный характер. К тому же в самом Руководящем документе некоторые положения тоже являются рекомендуемыми.
На сегодняшний день каких либо прямых требований организовывать кабинет БДД на предприятиях эксплуатирующих автомобильный транспорт, в законодательстве отсутствуют. Но, если всё-таки появилась необходимость в организации такого кабинета, то некоторые положения Руководящего документа вполне можно применять, хотя они и значительно устарели. Ниже можно ознакомится с Руководящим документом 200-РСФСР-12-0071-86-07.
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОСНАЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
КАБИНЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-07
Настоящий руководящий документ разработан на основе Методических рекомендаций по организации и работе кабинетов по безопасности движения в автотранспортных предприятиях, утвержденных 21.12.73 г. и предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР. Регламентирует основные положения по организации работы кабинетов безопасности движения и Примерный перечень оборудования.
Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.
1. Общие положения
1.1. Кабинеты безопасности движения в предприятиях организуются для проведения мероприятий по предупреждению происшествий в рамках комплекса профилактических мероприятий, проводимых в предприятии.
1.2. Работу в кабинетах безопасности движения организует служба безопасности движения предприятия.
1.3. Кабинеты безопасности движения являются информационно-методическим центром профилактической работы, проводимой администрацией и общественными организациями предприятия.
1.4. В кабинете безопасности движения проводится пропаганда передового опыта, научно-технических достижений в области обеспечения безопасности движения, повышения знаний водителей и других работников предприятия, информирование о состоянии аварийности в предприятии, регионе, особенностях движения по маршрутам и отдельным дорогам, о погодных условиях (инструктажи), ознакомление с различными справочными и руководящими материалами по безопасности движения.
1.5. Организация занятий в кабинете безопасности движения должна предусматривать различные их формы: групповые, индивидуальные; совещания, семинары, лекции, кинофильмы, беседы, консультации.
1.6. Оборудование кабинета безопасности движения включает технические средства и наглядные пособия, рекомендуемый перечень которых приведен ниже.
1.7. Материально-техническое обеспечение кабинета безопасности движения возлагается на администрацию предприятия.
2. Размеры и оборудование кабинета безопасности движения
2.1. Размеры кабинета безопасности движения определяются численностью водителей в предприятии.
2.2. Минимальные размеры кабинета безопасности движения устанавливаются по численности средней расчетной группы одновременно занимающихся слушателей и площади, требуемой для размещения имеющегося оборудования.
2.3. Средняя численность группы определяется исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете каждым водителем предприятия не реже одного раза в месяц.
2.4. Минимальную площадь кабинета и число учебных мест в них рекомендуется принимать по таблице:
Число водителей, чел. | Число мест в кабинете | Площадь помещения, кв. м |
до 150 | 10 — 15 | 25 — 38 |
151 — 300 | 15 — 20 | 38 — 50 |
301 — 500 | 20 — 25 | 50 — 62 |
501 — 600 | 25 — 30 | 62 — 75 |
При количестве водителей в предприятии более 600 к числу мест, указанных в таблице, следует прибавлять 2 на каждые 100 человек, площадь кабинета увеличивается при этом, исходя из соотношения 2,5 кв. м на одно место.
2.5. Экспозиция кабинета безопасности движения должна представляться отдельными разделами, для каждого из которых определяется необходимое оборудование, наглядные пособия.
2.6. Для оснащения кабинета безопасности движения рекомендуется следующий перечень оборудования:
- комплекты наглядных пособий (по разделам см. п. 3.3);
- настенная учебная доска, кинопроекционный экран;
- кинопроекционный аппарат;
- диапроектор;
- эпидиаскоп;
- магнитофон;
- кинокамера;
- приборы программированного обучения Правилам дорожного движения;
- устройство для контроля знаний и обучения (тренажеры для отработки навыков вождения — могут быть установлены в тренажерном классе);
- классная магнитная доска с необходимым набором фигур для создания различных дорожно-транспортных ситуаций;
- электрофицированные макеты, стенды, щиты, табло;
- мебель (столы, стулья).
3. Содержание экспозиции кабинета безопасности движения
3.1. Экспозиция кабинета безопасности движения должна отражать специфику и условия работы в предприятии.
3.2. Экспозиции рекомендуется представлять тремя разделами:
- учебно-методическим;
- справочно-информационным;
- агитационно-пропагандистским.
3.2.1. Учебно-методический раздел должен включать материалы, относящиеся к следующей тематике:
- обучение и контроль знаний водителей и других работников по части:
- Правил дорожного движения;
- Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;
- должностные инструкции;
- нормативно-методические документы по безопасности движения;
- рекомендации о действиях водителей в типичных опасных ситуациях;
- рациональных режимов движения;
- психофизиологических основ труда водителя;
- санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя;
- дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств предприятия;
- устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава предприятия;
- порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на безопасность движения;
- доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.
3.2.2. Справочно-информационный раздел содержит:
- карты-схемы маршрутов предприятия;
- анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины;
- схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах предприятия;
- схемы типичных дорожно-транспортных происшествий с анализом и причинами их возникновения;
- карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов;
- литература по анализу дорожно-транспортных происшествий, вопросам юридического характера и другим;
- кино- и магнитофильмы, слайды по безопасности движения.
3.2.3. В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин по безопасности движения, лозунги, плакаты, информационные листки и другие наглядные материалы.
В разделе, в частности, должны содержаться:
- информация о водителях, удостоенных наград за безаварийную работу;
- сведения об участниках и победителях конкурсов «За безопасность движения»;
- результаты соревнований по мастерству вождения;
- информация об итогах социалистического соревнования колонн, бригад;
- антиалкогольная пропаганда.
Представленный материал должен быть выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, вне кабинета безопасности движения на территории предприятия, в диспетчерских пунктах и других местах.
4. Организация работы кабинета безопасности движения
4.1. Мероприятия, проводимые в кабинете безопасности движения, разрабатываются руководителем службы безопасности движения и включаются в план мероприятий по безопасности движения.
4.2. Распорядок работы кабинета безопасности движения вывешивается у входа в кабинет.
4.3. В кабинете БД проводятся следующие мероприятия:
- вводный инструктаж (при приеме водителей на работу);
- инструктаж водителей при направлении их в командировку;
- инструктаж водителей по сезонным условиям и особым видам перевозок;
- разбор происшествий, допущенных водителями предприятия (территориального объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о происшествиях с тяжелыми последствиями в отрасли;
- проверка знаний Правил дорожного движения водителями;
- обучение водителей поведению в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях;
- доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы безопасности движения, передового опыта водителей по безаварийной работе.
Приложение 1
Примерный перечень оборудования кабинетов безопасности движения
- Комплекс оборудования для программированного обучения водителей с применением кино- и диапроекционной аппаратуры модели ОБД-20 и СУ-1. Предназначен для изучения, самоподготовки, контроля и самоконтроля по Правилам дорожного движения. В комплекс входят пульт преподавателя, 20 учебных мест, кинопроектор, диапроектор, программированные задания по ПДД. Стоимость комплекта 6257 руб. Монтаж оборудования производится силами изготовителя. Разработчик и изготовитель — производственно-техническое объединение «Автотранстехника» Минавтотранса БССР, г. Минск, Твердый пер., 6.
- Экзаменационный комплекс ЭТ. Предназначен для программированного контроля знаний по ПДД. Одобрен ВНИИБД МВД СССР. Выпускается в виде класса на 5 и 10 рабочих мест. Ориентировочная стоимость 1360 руб. Изготовитель — Ровенский завод им. 60-летия Октября. 266003, г. Ровно, УССР, ул. Гагарина, 39. Телефоны: 495300, 495358, 495345.
- Тренажер по Правилам дорожного движения «ТР.ПДД-1». Предназначен для изучения правил проезда перекрестков и маневрирования транспортных средств. Тренажер содержит 24 задачи по порядку проезда нерегулируемых перекрестков, правилам левых поворотов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, а также правилам разъезда транспорта в стесненных условиях. Стоимость 575 руб. Выпускается по ТУ-9-75-75. Изготовитель — Павлово-Посадский механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Московская обл., г. Павлово-Посад, ул. Каляева, 3. Телефон: 21529.
- Прибор-тренажер для изучения правил проезда регулируемого перекрестка с автоматическим контролем. Цена 50 — 100 руб. (в зависимости от модели). Изготовитель — Производственный комбинат ДОСААФ БССР, г. Минск.
- Учебно-тренировочный стенд по дорожным знакам С-ДЭ-1. Предназначен для изучения дорожных знаков и приобретения знаний по определению значения каждого из них. 103051, Москва-К-51, Цветной бульвар, 25. Всесоюзный трест производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Тел.: 200-01-97, 207-00-69, 200-17-38.
- Портативный диагностический комплекс контроля психофизиологических характеристик водителей «Электроника-тонус НЦ-01». Предназначен для автоматической оценки текущей работоспособности и оперативного прогноза успешности профессиональной деятельности водителя автомобиля по психофизиологическим и физиологическим параметрам: снимает ЭКГ, определяет функционирование памяти, простую сенсо-моторную реакцию, реакцию различения, критическую частоту слияния мелькания, тремор и др. Ориентировочная цена — 2000 руб. Разработчик — Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Минздрава СССР. 129301, Москва, ул. Касаткина, 3. Тел.: 283-15-55, 283-97-63.
- Аппаратура для оценки функционального состояния водителей «Экспресс-3». Предназначен для автоматизированной экспресс-проверки и оценки психофизиологического состояния водителей, с помощью аппаратуры «Экспресс-3» определяется наличие паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе при концентрации свыше 0,03 %, измеряется артериальное давление и частота пульса. Общее время проверки — не более 1 мин. Изготовитель — Научно-исследовательский и проектный институт автоматизированных систем управления автомобильным транспортом общего пользования (НИПИАСУАТ) Минавтотранса РСФСР. 420021, г. Казань, ул. Парижской Коммуны, 8, НИПИАСУАТ.
- Автомобильный тренажер АТ-5. Предназначен для отработки навыков манипулирования органами управления в курсе повышения квалификации водителей. Кабина выполнена с органами управления автомобиля ЗИЛ-130, в связи с чем тренажер рекомендуется для грузовых предприятий. Изготовители: 1) Рендинский механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Адрес: г. Ренда, Свердловской обл. Цена 1530 руб. 2) Завод «Автоприбор» Министерства автомобильной промышленности СССР. Адрес: г. Октябрьский, Башкирской АССР. Цена 3000 руб.
- Автотренажерный класс ТК-1. Укомплектован 4-мя тренажерами Т-5. Конструкция класса позволяет преподавателю централизованно контролировать и направлять действия группы обучаемых водителей. Для класса необходимо помещение размером не менее 6´12 м. Цена 6720 руб. Разработчик и изготовитель — Московский опытный механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Адрес: 111020, г. Москва, 2-я Синичная ул., 4. Тел.: 360-32-96, 360-92-95, 360-94-89.
Напоминаю, на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, нужно ли оснащать кабинет БДД для водителей в санатории?
В действующем законодательстве нет такого требования.
Организация