Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Согласно требованиям пункта 16 Приказа Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

  • 16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Требования к должностному лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств в законодательстве не определены, однако, в пункте 12 Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, сказано следующее:

12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:

  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

Таким образом, при составлении должностной инструкции лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в неё, как минимум должны быть включены следующие пункты:

Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств отвечает:

  • за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств эксплуатируемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
  • за выпуск на линию транспортных средств;
  • за допуск к управлению транспортными средствами водителей.

Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств обязан:

  • Проставлять на путевом листе даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверять подписью с указанием фамилии и инициалов.
Смотрите также:  Новый ГОСТ для дорожных знаков с 1 мая 2019 года

Ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств запрещается:

  • выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
  • допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
  • направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементобетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

Ответственность за нарушения данных пунктов прописана в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

  • 1. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего технического осмотра, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятисот рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
  • 2. Выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.23 настоящего Кодекса, или выпуск на линию транспортного средства, переоборудованного без соответствующего разрешения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей.
  • 3. Выпуск на линию транспортного средства с заведомо подложными государственными регистрационными знаками либо с установленными на передней его части световыми приборами с огнями красного цвета или световозвращающими приспособлениями красного цвета, а равно световыми приборами, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
  • 4. Выпуск на линию транспортного средства с установленными на нем без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), а равно с незаконно нанесенными на его наружные поверхности специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Смотрите также:  Правила использования тахографов. Приказ Минтранса РФ № 36

Статья 12.32. Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

  • Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

Статья 12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения

  • Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

5 комментариев

  1. Антон

    Если в организации есть начальник автоколонны и 2 механика, то кто должен быть назначен Ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств?
    Контролер технического состояния = Ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств

  2. Ирина

    Доброго времени суток! В путевых листах грузового автомобиля типовая форма № 4-С (с учетом изменений приказа № 467 от 21.12.2018г.) были две подписи- контролер технич состояния ТС и механик. Купили бланки путевых листов форма № 4-с (с учетом изменений приказа № 368 от 11.09.2020г.), а там оказалась только подпись механика. Сомневаюсь, правильным ли будет считаться заполнение путевки с одной подписью механика, хотя у нас механик и контролер технич состояния ТС один человек (два в одном))).

    • Зуев Серафим

      Продублирую свой комментарий к одной из статей.

      Есть два момента.

      1. С 1 января 2013 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).
      То есть Формы путевых листов утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 не являются обязательными, и их можно не применять. Почему? Ответ ниже.

      2. Если брать путевой лист утвержденной Постановлением Госкомстата России № 78, то его форма не соответствуют требованиям Приказа Минтранса от 11 сентября 2020 г. № 368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”.

      Например:

      Форма № 3
      Организация: наименование, адрес, номер телефона.

      Приказ № 368
      Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:
      1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
      2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.

      Видно что данные об организации по требованиям приказа Минтранса № 368 отличаются от данных формы № 3. И так можно найти различия почти в каждом пункте. И если начать подгонять путевой лист составленный по Форме № 3 под приказ Минтранса № 368, то путевой лист претерпит существенные изменения и это уже не будет Форма № 3. Ну и повторюсь, форма № 3 перестала быть обязательной к применению.

      Таким образом при составлении путевого листа можно внести изменения в форму № 3 и подогнать её под приказ Минтранса № 368, но тогда форма № 3 перестает быть формой № 3 так как её изменили. Или составить путевой лист с нуля, самостоятельно, в соответствии с требованиями приказа Минтранса № 368.
      В любом случае путевой лист должен соответствовать требованиям приказа Минтранса № 368.

  3. Тарас

    Здравствуйте! Подскажите, я же правильно понимаю, что время возвращения проставляется по факту, а не предполагаемое по графику? Просто смущает формулировка «дата и время ВОЗВРАЩЕНИЯ проставляются должностным лицом с отметкой «ВЫПУСК на линию разрешён». Может законодатель хочет, чтобы дата и время возвращения проставлялось по графику в то время, когда должностное лицо проставляет дату и время выпуска, а уже дата, время и показания одометра при ЗАЕЗДЕ на место постоянной стоянки проставлялось фактическое лицом, уполномоченным на это? Иначе получается, что ответственный за эксплуатацию должен и выпускать и присутствовать при возвращении.

    Я понимаю, что интерпретируя дословно закон, проставлять нужно по факту (или я не прав?). Потому что этот пункт почти идентичен пункту про дату, время и показания одометра при ВЫЕЗДЕ и ЗАЕЗДЕ на место постоянной стоянки. Я не против проставлять по факту. Но интересны Ваши мысли.

    • Зуев Серафим

      Согласно требованиям Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2020 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

      4. Сведения о транспортном средстве включают:
      5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения.

      Как видите, в приказе Минтранса не указано что на путевом листе должно проставляться «предполагаемое» время. Проставляется время выпуска и время возвращения, то есть фактическое.

Comments are closed.