Послерейсовый медицинский осмотр. Ответ Министерства транспорта

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Предлагаю ознакомиться с ответом Министерства транспорта на запрос нашего читателя о необходимости проведения послерейсового медицинского осмотра водителей.

*

В нашей организации эксплуатируются только легковые автомобили и только для собственных нужд. Прошу дать пояснение о необходимости проведения, помимо предрейсового медосмотра, послерейсового медосмотра для водителей.

*

Министерство транспорта Российской Федерации

16.03.2023 № ДЗ-516-ПГ

Уважаемый Михаил Георгиевич!

Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 18 февраля 2023 г. № 92063 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) проведение обязательных медицинских осмотров.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 Федерального закона № 323-ФЗ приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

Таким образом, применение указанного порядка является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, вне зависимости от вида перевозки (коммерческая или для собственных нужд).

Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта

В.В. Луговенко

Смотрите также:  Водитель

49 комментариев

  1. Димон

    А если на КамАЗе весь день катать бухгалтершу и кладовщицу — водителю в конце дня на послерейсовый топать?

    • Максим

      Можно и не катая их, ходить на послерейсовый. Какую цель преследуете? Никто претензий об отсутствии Вам не предъявит, если сами не заявите, что Камаз у Вас для перевозки пассажиров)

      • Леонид

        Ну як так?)))) ТС в этом виде преднозначено исключительно для перевозки пассажиров)))). Тут нет вопросов — на послерейсовый)))

    • Василий

      В этом случае необходимо проходить два послерейсовые осмотра, один раз после бухгалтера и второй после кладовщицы. Также обязательно сделать две прививки, от бешенства и столбняка.

  2. максим

    Добрый день всем.
    Вопрос немного не в тему, но прошу помощи.
    При дистанционном медосмотре водители должны два раза в год сдавать анализы на наркотики. Вот кто должен озадачиться направлением на анализы? Мед организация с которой заключен договор на проведение дистанционных медосмотров или работодатель самостоятельно должен заключать договор с лабораторией? Опять же нужно будет заключение от любой лаборатории или исключительно наркодиспансеров?
    Заранее спасибо за ответ.

  3. Михаил

    По вопросу, о необходимости проведения послерейсового медицинского осмотра водителей, мы с инспектором Ространснадзора нашли общий язык и понимание. А в частности:
    1. Если мы говорим о перевозке пассажиов в рамках ПДД, то все лица находящиеся в автомобиле, кроме водителя, являются пассажирами;
    2. Если мы говорим о перевозке пассажиров в рамках Транспортной безопасности и обеспечеия БДД на передприятии, то подразумевается — коммерческая перевозка.
    И так как в Законе четко указано и понимать это нужно буквально, что послерейсовый медосмотр водителей проводится в случае осуществления перевозки пассажиров и опасных грузов. Поэтому проведение послерейсовых медосмотров водителей мы отменили.
    А в части рассмотрения этого вопроса, касающейся предприятий эксплуатирующих только легковой транспорт, и только для собственных нужд, здесь вообще вопросов не возникает — данный вид медосмотра водителей не обязателен. Акцентирую ваше внимание — необязателен, поскольку вы вполне можите ввести этот вид медосмотра самостоятельно, Закон здесь ограничений не предусматривает.
    Но вот ответ Министерства транспорта на этот же вопрос ставит меня в тупик. По принципу в России живем, Бог не выдаст свинья не сЪест, прибрал я этот ответ из Министерства транспорта РФ в дальний ящик, да и … пусть полежит, до поры до времени.
    Делай, что должно и будь, что будет. Всем удачи!

    • Леонид

      Михаил , а такой ответ Минтранса всех вгоняет в ступор.
      С учетом изложенного, в ГК РФ перевозка может рассматриваться исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений.

      Вместе с тем, перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени.
      Кем рассматриваться ?
      На основании каких НПА?
      Ссылки на них где?
      Опять только » по мнению Департамента»?
      А меня несколько раз проверяли .
      В рамках ФЗ — 196 ( проверка ГИБДД)
      И ни разу не возник вопрос о послерейсовых м/о.

      • Сергей

        Леонид ГИБДД послерейсовые мало волнуют, проверяли то же, другие контролирующие органы могут иметь другое мнение, тут как повезет на человека)

    • Сергей

      Инспектор инспетору рознь, это бывают тоже разные понятия))) хорошо что такой инспектор есть)

      • Леонид

        А какие еще другие контролирующие органы ( которых интересует организация м/о) кроме кроме ГИБДД и ГИТ могут пооверять ЮЛ , эксплуатирующих легковые ТС для собственных нужд?

    • Леонид

      Взять к примеру Положение
      о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

      Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами ИНЫХ лиц лицензиата для его собственных нужд.
      То есть получается — есть перевозка пассажиров автобусом. И есть перевозка ИНЫХ лиц.

      А по мнению и глубокому убеждению Департамента — все они пассажиры. Они же находятся в нем))))

    • Антон

      В Департаменте возможно есть разногласия по этому вопросу, но Минтранс в своих письмах про это не расскажет. В законодательстве всегда будут пробельчики и резиновые требования, которые сложно трактовать однозначно, остается только надеяться на минимизацию неразберихи. Непонятно почему некоторые люди считают, что если водитель служебного легкового авто выполняет разнообразные перевозки для собственных нужд организации в городе-пригороде (в течении рабочего дня отвозит документы и различные вещи, а также одного-двух сотрудников на несколько километров по разным делам), то он якобы должен пройти послерейсовый медосмотр, а вот водитель десятитонного грузовика, выполняющий многочасовые междугородние грузоперевозки, якобы не должен. Непонятно почему некоторые люди думают, что если работник изначально нанятый не водителем, но допускается время от времени к управлению служебным автомобилем для собственных нужд организации, то ему якобы позволяется миновать мероприятия, которые обязательны для тех, кто изначально нанят водителем (нельзя же раздать ключи от служебных легковых автомобилей дворникам, сторожам и замам, чтобы они выполняли перевозки для собственных нужд организации без профессиональго отбора, стажировки и обязательных медосмотров).

  4. Тарас

    Вы тут прикалываетесь?! Послерейсовый проходят те, кто перевозят опасные грузы и пассажиров на коммерческой основе (3 вида: 1. регулярные перевозки, 2. перевозки по заказам, 3. перевозки легковым такси). Возможно, что послерейсовый проходят ещё те, кто перевозят детей. Всё! Это всё расписано в законе и уже давно известно.

    Те, кто не обязаны это делать, не берите на себя лишние обязанности. Те, кто обязан это делать, мечтают, чтобы послерейсовый отменили или оставили только для некоторых категорий работников (как было раньше).

    Я в такси работаю. Так и то, сомневался, попадаю я под перевозчика пассажиров или нет. Думал, что может быть, только автобусники. А организациям, которые осуществляют перемещение лиц для собственных нужд, это точно делать не обязательно.

    • Сергей

      минтранс то же прикалывается)))

      • Леонид

        Сергей , а как на ваш взгляд, для чего же все таки законодатель изложил ч. 2 ст. 20 таким образом?
        Не перевозка пассажиров , а перемещение лиц, кроме водителя.
        Не перевозка грузов , а перемещение материальных объектов.
        Проще наверное было написать перевозка пассажиров и грузов без заключения договора перевозки.

        Ну просто хотелось бы узнать ваше мнение. Оно ведь у вас есть?

      • Сергей

        Леонид, что такое материальный объект? Это любая мат.ценность, числящаяся на балансе предприятия, которую можно перевозить без оформления накладных ( это собственность предприятия) и договор на него ненужен, груз соответсвенно оформляется ТТН. Все организации и ИП независимо от деятельности и типа эксплуатируемого ТС,обязаны выполнять ч1 ст 20 196 фз. И в фз 196 нет разделения коммерция некоммерция, а УАТ регулирует прежде всего ОТНОШЕНИЯ в сфере оказания услуг по перевозке. Если организация или ИП не попадает под УАТ, то их деятельность ( перевозка мат.ценностей или иных лиц) регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Повторюсь 196фз для всех без исключения и не важно кто что и как перевозит.

      • Леонид

        Сергей , я разве с вами спорю о том что все ЮЛ и ИП обязаны выполнять ч 1 ст 20?
        Я полностью с вами согласен .
        А насчет вашего высказывания цитирую вас «в фз 196 нет разделения коммерция некоммерция» , мне следует как минимум задать вам вопрос. Вы внимательно читали ФЗ 196, в частности ст 20?

        Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки КОММЕРЧЕСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

        А также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями БЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ указанных договоров (перевозки для собственных нужд .

        Вы голубчик точно здоровы?

      • Сергей

        Леонид тема статьи какая? вы сами недавно согласились что ч2 это доп требования. в ч2 есть доп требование по медосмотрам? нет она в ч1.

      • Леонид

        Сергей , а кто говорит что мед осмотры предусмотренные ч 1 ст 20 , ЮЛ и ИП , эксплуатирующие ТС для собственных нужд не выполняют?
        Выполняют. Организовывают проведение предрейсовых м/о.
        А обязанности проводить послерейсовые м/о нет.
        Так как указанные ЮЛ и ИП не занимаются перевозкой пассажиров.
        Перемещение лиц — так написано в ФЗ. И никак по другому.
        И я вам обьясню почему именно так.
        Если бы законодатель оставил бы фразу перевозка пассажиров и грузов, то за разьяснением этих терминов —— прямая дорога в УАТ.
        Там дается разьяснение кто является перевозчиком пассажиров и грузов .

      • Сергей

        Так этот вопрос уже минздраву надо задавать, что он понимает понятие пассажир)) (

      • Леонид

        Сергей , а зачем Минздраву задавать вопрос , что Минздрав подрузамевает под понятием «перевозка пассажиров»?
        Это не в комтенции Минздрава)))
        Термины » пассажир» , перевозчик» , «груз» и тд.. регулируются другими законодательными актами.

    • Максим

      Если есть автобус, то надо. И без разницы на какой основе перевозка пассажиров.

    • Сергей

      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 17 марта 2017 г. N 03-525ПГ
      Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение и по первому вопросу в отношении применения понятий «перевозка», «пассажир», «груз» сообщает.

      В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

      На основании изложенного, предметом ведения главы 40 раздела IV части второй ГК РФ является перевозка, исключительно как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от ее осуществления. Таким образом, ГК РФ в целом регулирует гражданские права и обязанности, которые возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

      К числу таких оснований в соответствии со статьей 8 главы 2 части 1 ГК РФ могут быть отнесены договора и иные сделки, предусмотренные законом, а также договора и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

      С учетом изложенного, в ГК РФ перевозка может рассматриваться исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений.

      Вместе с тем, перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени, с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия.

      Таким образом, с целью обеспечения безопасности процесса перевозки, как процесса перемещения пассажиров и грузов, разработаны положения статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — N 196-ФЗ).

      Кроме того, обращаем внимание, что понятия «груз», «пассажир», указанные в пункте статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», используются для целей данного Федерального закона, что сказано в преамбуле указанной статьи 2.

      Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований к предъявляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — юридические лица и индивидуальные предприниматели) в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

      Так что неважно что и чем вы перевозите людей. ЭТО перевозка пассажиров!

      • Леонид

        Значит в ГК РФ перевозка рассматриваться исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений.
        ФЗ 259 тоже дает определение термину перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки перевезти пассажира .
        А Минтранс — в том числе как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени.))))
        Опять » по мнению Департамента» ? Без ссылок на НПА?))))))
        Есть очень неплохой документ размещенный на официальном сайте https://rosavtotransport.ru
        Это — методическое пособие , для обучения специалистов по БДД , утвержденное Минтрансом. Написанное в целях Федеральной целевой программы повышения БДД в 2013 — 2020 гг.
        Кому интересно , может там его найти.

        1.1.4. Особые требования к организациям, выполняющим перевозки.
        В зависимости от характера эксплуатации автотранспортных
        средств, все субъекты транспортной деятельности подразделяются на
        две категории:
        — субъекты, эксплуатирующие транспортные средства для удовлетворения собственных нужд;
        — субъекты, выполняющие перевозки, т.е. оказывающие третьим лицам возмездные транспортные услуги, перевозя пассажиров
        или грузы на основе соответствующих договоров перевозки.
        Принадлежность организации к той или иной группе определяется,
        прежде всего, ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, указанными в ее УСТАВЕ, в частности – наличием или отсутствием в уставе понятия «ПЕРЕВОЗКА» в том
        или ином сочетании.
        А мне вот стало интересно , если Минтранс так рассуждает , то как будет Минтрансом расцениваться перевозка осла в служебном легковом автомобиле, принадлежащим ЮЛ? Если так как трактует Минтранс , то вроде как осел является ФИЗИЧЕСКИМ ТЕЛОМ и я его перемещаю в пространстве. Вроде и человек и осел являются физическими телами ))) Его как рассматривать , как пассажира?
        А согласно ПДД — это груз.

      • Сергей

        Леонид собствееный груз это багаж)

    • Василий

      Не всё так просто как вы себе представляете, жизненные представления нужно подкреплять знанием. Как говорил один великий человек — Знание-сила.

    • Тарас

      Почитал, подумал. Пришёл к выводу, что законодатель всех запутал. Написали бы, что «послерейсовый нужен тем, кто перевозит пассажиров на основании договора перевозки (коммерческие перевозки)» или «послерейсовый нужен тем, кто перевозит пассажиров, в том числе перемещение лиц для собственных нужд». Тогда разночтений бы не возникало.

      Но я склоняюсь всё таки к тому, что это можно трактовать как «перевозка пассажиров на коммерческой основе». Объясню логику.

      Обязательность проведения послерейсового медосмотра установления ст. 23 ФЗ-196 . П. 2 ст. 20 ФЗ-196 распространяет своё действие на ДВА ВИДА перевозок автобусами: 1. перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования (коммерческие перевозки); 2. перемещение лиц, кроме водителя автобусами без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами).

      Замечу, что законодатель не написал вместо «ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЛИЦ, кроме водителя автобусами без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами)» следующее: «ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами)». То есть закон подчёркивает, что «Перевозка пассажиров» — это только коммерческая перевозка, понятие «Перевозка пассажиров» дистанцируется от понятия «Перемещение лиц» и логично полагать, что далее в тексте ФЗ-196 понятие «Перевозка пассажиров» — это только коммерческая перевозка.

      Возвращаемся к п. 2 ст. 20 ФЗ-196. Либо это исчерпывающий список видов перевозок автобусами и ст. 23 распространяется только на коммерческие перевозки пассажиров. Либо есть ещё 3ий вид перевозки: ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами), на который распространяется обязанность проходить послерейсовый медосмотр, НО НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ требования п. 2 ст. 20 (абсурд).

      что и требовалось доказать) По моему логично, и такой логикой могли руководствоваться при составлении ФЗ-196.

  5. Леонид

    Коллеги !!!
    Для чего в ФЗ 196 законодатель сделал разделение понятий?
    . Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЛИЦ ?

    Это же было сформулированно таким образом не просто так.

    Не проще тогда было бы сформулировать следующим образом : ЮЛ и ИП эксплуатирующие ТС обязаны …. и так далее по списку.

    Сформулированно это было именно так, для того, что бы разделить ЮЛ и ИП на отдельные категории — перевозчиков ( в уставе которых обозначена имено перевозочная деятельность, обозначенная ОКВЭД) и ЮР и ИП , которые не занимаются перевозочной деятельность и экплуатируют ТС для собственных нужд.

    Соответственно к этим категориям законодатель и предьявляет разные требования.

    А наши некоторые некомпетентные ( в вопросах ОБДД) суды пытаются причесать всех под одну гребенку.

    • Илья Евгеньевич

      Леонид, не котируется это разделение, по крайней мере в моем случае. Это мы понимаем, что не просто так сделано, хотели как лучше, а получили то, что получили. А остальные не вникают. Я работаю в филиале механиком и за бдд ответственным. В головной нет человека за БДД отвечающего, общую функцию там выполняет охрана труда. Я им объяснял объяснял при встрече, вроде бы головой кивнули что логично и как бы суждения правильные, но когда уехали, задали вопрос в К+ (консультант +), получили ответ что по мнению К+ нужно послерейсовый осмотр всем, кто возит людей кроме водителя. Проходим, что делать. Мало того на это разделение никак не отреагировали в минтрансе, минтруде, минздраве когда им вопрос задавал, указывал на это разделение в 196, просто проигнорировали и в общем ответили выжимками из 196, 835, ПДД. Что то похожее как и К+ ответ. Ответов к сожалению не найду уж скорее всего.

      • Сергей

        с чего вы взяли что ст 20 фз 196 разделяет ЮЛ и ИП? 1пункт обязателен для всех, кто эксплуатирует ТС, 2ой расширяет обязанности в зависимости от деятельности ЮЛ и ИП

      • Леонид

        Илья Евгеньевич, наш Минтранс уже давным давно запутался в своих ответах.
        И порой они кроме улыбки ничего не вызывают.
        Ответы должны даваться ,, не по мнению» Минтранса , а на основании ссылок на ст и пункты НПА.
        Для того , что бы полностью устранить разногласия — нужно было внести в ФЗ 196 дополнение — дать определение термину ,, пассажир»
        И именно в ФЗ -196 , а не приплетать сюда пассажира из ПДД.
        Я уже как то писал что само название «Правила», говорит о том, что этот документ устанавливает, как правильно и в каком порядке осуществлять движение на дорогах, а пассажир здесь является только участником дорожного движения.
        И не более того.
        Ну а если совсем дословно подходить к чтению и толкованию НПА, то вы нигде не найдете следующее словосочетание — перевозка ПАССАЖИРОВ для собственных нужд. Нет такого ни ФЗ 196 , ни приказе Минтранса 390.

        А то , что касается вашего комментария — ,,В головной нет человека за БДД отвечающего, общую функцию там выполняет охрана труда»
        Есть у вас такой человек — это руководитель вашей организации.
        Если он конечно не делегировал приказом эти полномочия какому то сотруднику из охраны труда))).

  6. Геннадий

    Нужно ли директору организации проходить предрейсовый медосмотр для управления служебным автомобилем?
    Как известно, работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

    Напомним, что трудовая инспекция вправе привлечь организацию к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены).

    Также в ч. 3 ст. 213 ТК РФ сказано, что для отдельных категорий работников ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале, в течение или в конце рабочего дня (смены).

    Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

    Таким образом, по существующему мнению, проходить указанные медицинские осмотры должны только те работники, которые работают в должности водителя (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ), что подтверждается и судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 24.05.2019 по делу N 33а-2857/2019). То, что директор (заместитель) управляет автомобилем, не создает ему новую трудовую функцию, так как (ст. ст. 15, 17, 56, ч. 2 ст. 57 ТК РФ):
    работа в должности водителя предполагает перевозку грузов, пассажиров, а в данном случае директор (заместитель) возит только себя;
    директор (заместитель) вправе, но не обязан ездить на автомобиле;
    предоставление автомобиля можно рассматривать как вид социальной гарантии для отдельных категорий работников.

    • Леонид

      Очень интересное умозаключение))))
      П 3 ст 23 ФЗ 196 гласит :
      Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в КАЧЕСТВЕ водителя транспортного средства.
      Вы где то увидели привязку к должности?
      Директор, управляя ТС , чью работу выполняет? Работу водителя или работу директора?
      Управление ТС — это трудовая функция водителя , а не директора.
      А если в его трудовых функциях не обозначено управление автомобилем — то и допускать его к управлению нельзя. Нельзя его допускать к выполнению работ на источнике повышенной опасности.
      В соответствии со ст 1 ФЗ 196 водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством .
      И никакой привязки к должности тут нет.)))

    • Сергей

      есть и другая информация)
      Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр? Является ли перевозка директора перевозкой пассажиров, о которой говорится в п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»?
      Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
      Личный водитель директора должен проходить послерейсовый медицинский осмотр. Перевозка граждан, включая работников организации и директора, в салоне транспортного средства подпадает под понятие перевозки пассажиров, о которой говорится в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
      Обоснование вывода:
      Согласно ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
      В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон N 196-ФЗ) послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, только если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.
      Приведенные нормы не конкретизируют, что следует понимать под перевозками пассажиров, а Закон N 196-ФЗ не раскрывает понятие «пассажир». Именно поэтому в правоприменительной практике нет единой позиции относительно того, должны ли водители, перевозящие исключительно сотрудников организации, также проходить послерейсовый медицинский осмотр.
      Абзацем шестым ст. 2 Закона N 196-ФЗ определено, что пассажир является участником дорожного движения. В законодательстве понятие «пассажир» используется как в гражданско-правовом смысле (лицо, заключившее договор перевозки), так и в административном смысле (любое лицо, находящееся в транспортном средстве, помимо водителя).
      Пункт 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) определяет пассажира как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.
      Наконец, положения ст. 2 Закона N 196-ФЗ в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что для целей этого федерального закона пассажиром является любое физическое лицо, перемещаемое (перевозимое) с помощью транспортного средства, безотносительно оснований, по которым осуществляется такая перевозка. По существу, аналогичным образом понятие «пассажир» определено в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), согласно которому пассажиром признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
      В правоприменительной практике высказывается мнение о том, что организация обязана обеспечить прохождение водителями послерейсового медицинского осмотра лишь в случае, если она осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам. Если же транспортные средства используются исключительно для внутренних нужд организации, обязанность проводить такой осмотр в отношении водителей отсутствует (смотрите постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 05АП-1861/16, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 N 06АП-1582/17).
      Однако такое мнение нельзя признать бесспорным. Частью 1 ст. 1 УАТ предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Следовательно, понятие «пассажир» для целей данного Закона может быть не равнозначно такому понятию в иных нормативных правовых актах. Пункт 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ не обуславливает необходимость проведения послерейсовых осмотров водителей исключительно оказанием услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов, упоминая в этом контексте лишь о работе водителей, связанной с их перевозками.
      Так, в постановлении от 11.04.2017 N 06АП-363/17 Шестой арбитражный апелляционный суд указывает на то, что исполнение юридическим лицом требований ст. 23 Закона N 196-ФЗ при эксплуатации транспортных средств законодателем не ставится в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом, следовательно, организация обязана проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств (смотрите также постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 N 03АП-6132/13, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 N Ф02-86/14 по делу N А58-2540/2013, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/14 по делу N А37-3185/2012 и определение ВАС РФ от 16.07.2014 N ВАС-8820/14).
      Можно отметить также, что п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, организовывать в соответствии с требованиями этого федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ проведение обязательных медицинских осмотров. Данная норма не приравнивает деятельность по эксплуатации транспортных средств к оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов.
      Поэтому, с нашей точки зрения, обязанность работодателя организовывать проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей возникает во всех случаях, когда в трудовую функцию водителей входят перевозки граждан в салоне транспортного средства, включая работников той же организации и директора. Такое же мнение можно обнаружить и в судебной практике (смотрите решение Оренбургского областного суда от 13.06.2017 N 21-271/2017), а также в разъяснениях Роструда.

      • Леонид

        Привожу очень интересную выдержку из этого ( непонятно какой организации) ответа.»» Приведенные нормы не конкретизируют, что следует понимать под перевозками пассажиров, а Закон N 196-ФЗ не раскрывает понятие «пассажир». «»
        Очень даже раскрывают. Достаточно внимательно прочитать ч.2 ст 20.
        Ч.2 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет что перевозки пассажиров осуществляются на основании договора перевозки или договора фрахтования . Иное является ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ЛИЦ, КРОМЕ ВОДИТЕЛЯ.
        Не перемещением ПАССАЖИРОВ. И не перевозкой ПАССАЖИРОВ для собственных нужд.
        Закон нужно читать так , как он написан.

        С тем , что ФЗ 196 не раскрывает понятие «» пассажир» полностью согласен и это большое упущение законодателя.

      • Сергей

        Леонид ч2. 196 фз расширяет обязанности организаций и ип ,осуществляющих перевозки пассажиров, а не раскрывает понятие перевозка пассажиров

      • Леонид

        Правильно . Предьявляет дополнительные требования тем кто занимается перевозкой пассажиров на основании договора перевозки.
        Термины перевозчик и пассажир обозначены в УАТ.
        А иное — в ч2 ФЗ 196 законадатель называет перемещением лиц, кроме водителя.

  7. Василий

    Секта, считающих необходимым проводить послерейсовые медосмотры, активизировалась.
    Те кто начинает прислушиваться к их аргументам, задумайтесь, они затянут вас в это болото.

  8. Сергей

    № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
    С 01.09.2023 г утратил силу.
    Сейчас вступил в действие новый ПРИКАЗ
    от 30 мая 2023 г. N 266н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. в пункте 3 все описано.
    Если вы не занимаетесь перевозкой пассажиров и опасных грузов, то послерейсовый осмотр производится на усмотрение работодателя.

  9. Игорь Анатольевич

    Добрый день. Послерейсовый осмотр необходимо делать тем, кто: перевозит детей, перевозит опасные грузы, перевозит пассажиров по договору (такси). Если у вас в конторе служебный пассажирский автомобиль, использующийся для собственных нужд компании (перевозка сотрудников) — послерейсовый медосмотр проходить не нужно.

    • Илья Евгеньевич

      ну скажем так, в законе написано немного по другому, Если работа связана с перевозкой пассажиров и опасных грузов. Что такое перевозка опасных грузов понятно, а вот перевозка пассажиров — трактуют по разному, Для меня это прежде всего коммерческая деятельность, или как минимум перевозка своих сотрудников автобусами, а для многих других, будь то специалисты консультант плюса или проверяющих, для них это любой человек в машине кроме водителя. Так что проходит будет правильнее по закону.

      • Геннадий

        Ещё раз здравствуйте всем. Ещё раз повторюсь, что если приобретается автомобиль повышенной комфортности, то явно не камни возить, а вот если какой-нибудь типа лады Ларгус, то тут можно сказать что водитель возит только грузы, можно лишь не проходить предрейсовый/послерейсовый медосмотр, если на машине ездит какой-нибудь менеджер, т.к. он не является водителем, но тут нужно грамотно подойти к этой теме, сделать ему доверенность, и положение в котором всё будет прописано, за что он отвечает, оплата штрафов,… следить за техсостоянием… мы такое положение с коллегами разрабатывали, даже звонили в трудовую инспекцию, и они сказали что так можно.

      • Максим

        Генадий, причем тут класс авто? В «Газпроме» на ауди менеджер, в «рога и копыта» на ниве. Если есть желание заставить послесмены медика проходить , то пожалуйста. А не охото, то надо всем отвечать что ездит исключительно водитель.

  10. Илья Евгеньевич

    никакой конкретики, как говорится какой вопрос, такой ответ. Я тоже как то задавал вопрос, ответ конкретики не внес, поэтому проходим и послерейсовый, надежнее что ли так. Смирились с нашими законами которые трактуются по разному, хотя должны быть изначально составлены так, чтоб трактовались однозначно.

  11. Геннадий

    Добрый день. Я считаю что проведение послерейсового медосмотра на легковом автомобиле нужно организовывать, т.к. в законодательстве сказано что послерейсовый медосмотр проводится при перевозке пассажиров, а легковой автомобиль приобретается изначально не для того чтобы камни возить.

    • Максим

      На легковом авто можно только водителю ездить, без перевозки пассажиров. Курьером работать, для выполнения других своих обязанностей… Камни тут не причем

Comments are closed.