Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Часто задают вопросы о необходимости проведения предрейсовых инструктажей водителей. Есть мнение что данный вид инструктажей стал не обязательным. Кратко разберем этот вопрос.
Согласно пункту 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать:
- проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
Напомню, что исполнение Приказа Министерства транспорта РФ № 145 обязательно для следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
- осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
- осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.
К организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, данный приказ отношения не имеет, соответственно для таких организаций нет обязанности исполнять положения данного приказа. Организации эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд также не обязаны исполнять положения данного приказа касающиеся проведения инструктажей.
Таким образом, организации осуществляющие коммерческие перевозки и эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд, обязаны исполнять требования Приказа Минтранса № 145, и обязаны обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей.
Когда проводить предрейсовый инструктаж
Согласно пункту 7.2 Правил:
- 7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).
Если водитель отправляется в рейс по маршруту впервые, то водителю необходимо довести предрейсовый инструктаж. Если водитель отправляется в рейс по этому же маршруту второй раз, третий и т.д., то предрейсовый инструктаж проводить не требуется. Инструктаж проводится каждый раз когда водитель отправляется в рейс по новому для него маршруту. Если маршрут у водителя меняется ежедневно, то и предрейсовый инструктаж этому водителю необходимо проводить ежедневно.
Что доводить при проведении предрейсового инструктажа
Согласно пункту 7.2 Правил, предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
- погодные условия движения на маршруте;
- конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
- расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
- безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Чтобы упростить работу инструктирующему, советую составить программу или план проведения предрейсового инструктажа, в который необходимо включить вопросы перечисленные в пункте 7.2 Приказа № 145. Пример ниже.
Основные вопросы предрейсового инструктажа |
Пояснения инструктирующего |
протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения | |
погодные условия движения на маршруте | |
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств | |
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций) | |
безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий |
Кто проводит предрейсовый инструктаж
Как я уже писал в одной из предыдущих статей, в действующем законодательстве нет четкого указания кто должен или кто имеет право проводить инструктажи по безопасности перевозок. Проверяющие органы ссылаются на Приказ Минтранса № 282, где в пункте 15.2 сказано что специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей. Если следовать этому требованию и письму Минтранса № ДЗ-2098-ПГ от 20.07.2021, то проводить инструктажи по безопасности перевозок, в том числе и предрейсовый инструктаж по безопасности перевозок, может только специалист ответственный за обеспечение БДД.
При этом, специалист, ответственный за обеспечение БДД не всегда является прямым руководителем водителей или других сотрудников организации допущенных к управлению транспортными средствами.
Журнал учета инструктажей водителей
Все проводимые инструктажи по безопасности перевозок, в том числе преырейсовые, необходимо учитывать. Согласно пункту 7 Приказа Минтранса № 145, информация о прохождении предрейсовых инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей, который должен содержать:
- дату проведения инструктажа;
- вид инструктажа;
- должность (при наличии) лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
- фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
- подписи водителей, прошедших инструктаж.
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Здраствуйте.
В статье указано «Проверяющие органы ссылаются на Приказ Минтранса № 282, где в пункте 15.2 сказано что специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей. Если следовать этому требованию и письму Минтранса № ДЗ-2098-ПГ от 20.07.2021, то проводить инструктажи по безопасности перевозок, в том числе и предрейсовый инструктаж по безопасности перевозок, может только специалист ответственный за обеспечение БДД» , как быть если в организации 4 участка в разных городах и автомобили выезжают ежедневно по разным маршрутам? У ответственного за обеспечение БДД нет возможности каждому проводить инструктаж.
Будет ли достаточным отметка в путевом листе о прохождении водителем предрейсового инструктожа?
Информация о прохождении инструктажей по безопасности перевозок вносится в журнал учета инструктажей водителей. Данное требование прописано в Приказе Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”:
7. В целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее — журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.
Если ТС выезжают на обслуживание нефтяных скважин, водителю необходимо проводить предрейсовый инструктаж?
Добрый день, помогите разобраться, нужно проводить инструктажи по БДД или нет. Грузовой транспорт в аренде (камазы), водители по договору-наряду.Заранее спасибо.
В автопарке несколько грузовых автомобилей, 1 автобус на 20 человек. Остальной транспорт легковые и грузопассажирские, категории «В». Все ли водители попадают под предрейсовый инструктаж?
Требование проводить предрейсовый инструктаж водителей транспортных средств содержится в пункте 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 30.04.21 № 145.
3. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.
Согласно пункту 2 Приказа Минтранса № 145, его требования обязательны для:
— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
— физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.
Если в Вашей организации эксплуатируются автобус и грузовые автомобили, то на организацию распространяется требование проводить предрейсовые инструктажи водителям транспортных средств. В пункте 2 Приказа не указано для водителей каких транспортных средств необходимо доводить инструктажи, но указано что требование проводить предрейсовые инструктажи обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответственно юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили обязаны проводить предрейсовые инструктажи для водителей всех транспортных средств эксплуатируемых в организации, в том числе для водителей легковых автомобилей.
Это ваша позиция, но в Правилах отсутствует специальная норма о проведении инструктажей для водителей. «Настоящие Правила обязательны для: …
— юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
— физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов1.»
Вышеуказанные физические лица, которые еще и эксплуатируют легковые автомобили, обязаны проводить водителям легковых ТС?
Логичнее, что инструктажи проводить водителям автобусов (специализированных пассажирских ТС) категории M2, M3 при перевозке своих работников, водителям грузовых автомобилей категории N при перевозке материальных объектов для собственных нужд.
Водителям легковых автомобилей, которые перевозят исключительно своих работников, и не работают на автобусах, грузовых транспортных средствах для чего инструктажи? Легковым ТС не обязателен предрейсовый контроль тех. состояния — о чем это говорит?
Конечно же, не все положения Правил распространяются на физических лиц. В пункте 4 Правил перечислены требования которые распространяются только на физических лиц, и об инструктажах там ничего не сказано.
4. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил физические лица (далее — физические лица) обязаны обеспечивать:
управление транспортным средством в отсутствие признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями 2;
безопасность транспортных средств, эксплуатируемых физическим лицом;
безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
соблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха, установленные правилами дорожного движения;
проведение анализа и устранения причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Но в пункте 3 Правил перечислены требования Правил которые распространяются на юрлиц и ИП.
3. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
…
проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;
Кому должны доводится данные инструктажи? Об этом сказано в пунктах 7.1 — 7.4:
7.1. При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).
7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).
7.3. Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее — сезонные инструктажи).
7.4. При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее — специальный инструктаж).
Это не моя позиция, это позиция Минтранса.
Добрый день! Вопрос по инструктажу о погодных условиях на маршруте. Как доводится информация? Обязательно ли информационное табло погодных условий на предприятии? если да, то каким НПА регламентируется? если нет, то как информировать водителей о погодных условиях. Спасибо.
Я думаю они хотели сказать, что предрейсовый инструктаж должен проводится перед первым выездом по одному и тому же маршруту в течении смены, иначе зачем требование о доведении погодных условий и действиях при культурно-массовых мероприятиях, просто не смогли это нормально изложить. Никто не натыкался на комментарии по поводу необходимости аттестации в УГАДН для проведения данных инструктажей?
Здравствуйте. Может быть не в ту ветку немного. Есть ли где формулировка «рейс». В частности : на сколько может быть долгим рейс? Машина эксплуатируемая руководством, перемещается в пределах города, может быть ли рейс несколько дней? Предрейсовый инструктаж, если авто ездит каждый день в одном городе, абсолютно разные места, проводить сколько раз?
Здравствуйте. Все понятно написано, но у меня уточнение. Разве предрейсовый инструктаж не требуется для водителей, перевозящих опасные грузы?
Во вступивших в силу 1 сентября 2021 г. Правилах обеспечения безопасности перевозок отсутствует требование проводить предрейсовый инструктаж при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также при перевозке детей.
Теперь предрейсовый инструктаж проводится только «перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)», т.е. только при выезде на маршрут впервые независимо от вида перевозок.
Приказ Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (утратил силу с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 1742)
19. Предрейсовый инструктаж проводится:
при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
при перевозке детей;
при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Приказ Министерства транспорта РФ от 30.04.2021 № 145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” (вступил в силу с 1 сентября 2021 г.)
7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).
Спасибо за статью Серафим.
Подскажите пожалуйста, имеется легковой автомобиль, который используется для собственных нужд в организации. Имеет место тот момент, что он используется для нужд отдела, который перемещает разное кол-во детей (максимум 2-3) в сопровождении взрослых из пункта А в пункт Б (возможен меж. город), чем руководствоваться в данном случае и какие правила должны соблюдаться внутри организации?
Мб напишите статью по данному вопросу, либо ответите здесь.
Спасибо.
Согласно ПДД, «Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
Правила организованной перевозки группы детей определены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
Во всех остальных случаях необходимо руководствоваться ПДД.
Спасибо