Послерейсовый медицинский осмотр водителей при перевозках пассажиров

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня разберем вопрос от читателей сайта, заданный в комментариях к одной из статей.

Вопрос следующий:

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н, и Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Вот в этот момент возникает разногласия, вроде корректировали нпа корректировали, а все равно немного не докорректировали. Термин пассажир есть и в ПДД и в 259-ФЗ «Устав ….». Если по ПДД то, почти все водители должны проходить послерейсовый осмотр, так или иначе хоть одного человека в течение дня везет куда либо (бухгалтера в банк, юриста в суд, экспедитора с собой тоже возит и т.д.). А по уставу это уже к перевозчикам относится. Даже в 196-ФЗ отдельно ввели понятие перевозка лиц кроме водителя для собственных нужд, а к предрейсовым послерейсовым медосмотрам никак не увязали это. Какое мнение по данному поводу. Может есть какая то практика и/или теория на эту тему. Никто не задавал подобный вопрос в министерства?

Довольно развернуто на данный вопрос в комментариях ответил Леонид. Приведу его ответ полностью:

Пассажир из Правил Дорожного Движения это всего лишь один из участников дорожного движения, к которому предъявляются правила и порядок передвижения по дорогам. А вот пассажир из Устава автомобильного транспорта, это как раз субъект договорных отношений при оказании услуг перевозки автомобильным транспортом. Поэтому применять термин «пассажир» из Правил дорожного движения можно только при разборе дорожно-транспортного происшествия или привлечении пассажира к административной ответственности как участника дорожного движения, но никак нельзя применять в правовом поле оказания услуг автомобильном транспортом — там есть свое понятие «пассажира». Потому что там пассажира перевозят в первую очередь как физическое лицо заключившее договор, а не как участника дорожного движения. Для этого законодатель и сделал разделение понятий в Федеральном законе № 196-ФЗ: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЛИЦ, кроме водителя.

Смотрите также:  Предрейсовый медицинский осмотр водителей автомобилей

От себя лишь добавлю краткое резюме:

Пункт 3 статьи 23 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требует проводить послерейсовые медицинские осмотры для водителей задействованных в перевозках пассажиров. Пункт 2 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет что перевозки пассажиров осуществляются на основании договора перевозки или договора фрахтования (коммерческие перевозки). Остальные перевозки являются перемещением лиц автобусами (перевозки для собственных нужд автобусами).

Чтобы понять, требуется ли в Вашей организации проводить послерейсовые медицинские осмотры водителям автобусов, самый простой способ это проверить лицензию, так как на любые перевозки автобусами организация должна получить лицензию. Лицензия выдается на определенные виды работ: или на перевозку пассажиров, или на перевозку иных лиц автобусами, иногда и то и другое. Если в лицензии в видах работ есть перевозка пассажиров, то, согласно требованиям пункта 3 статьи 23 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водителям автобусов требует проходить послерейсовые медицинские осмотры, так как послерейсовые осмотры проводятся для водителей работа которых связана с перевозкой пассажиров.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Смотрите также:  Законопроект о разделении водителей на любителей и профессионалов

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

29 комментариев

  1. Сергей

    Как объяснил мне старый врач, смысл послерейсового осмотра — готовность водителя садиться за руль следующим утром! Другими словами это необходимо тем водителям, которые работают на линии и ездят ежедневно!…А если водитель автобуса, как например у нас в организации, перевозит детей два-три раза в месяц, то и смысла проверять его после рейса нет!…Просто у нас мягко говоря долбни пишут законы с такими формулировками, что пол-страны горячо осуждает!…

    • Зуев Серафим

      Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»:

      4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
      5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

  2. Геннадий

    Здравствуйте коллеги!
    Присоединюсь и я к дискуссии. Тема интересная, НО, при проверке транспортной инспекцией, а я с ними часто общаюсь, я не знаю конечно по каким учебникам они обучались, например спрашивают покажи путевой лист легкового автомобиля, мы им предоставляем, и вопрос, а где послерейсовый медосмотр? Объясняя это тем, что легковой автомобиль повышенной комфортности приобретается не камни возить, значит согласно ФЗ-196, послерейсовый медосмотр проводится при перевозке пассажиров, обязывают проходить послерейсовый медосмотр.
    Ранее с «транспортным консалтингом» разбирали данную тему, там тоже как и вы ссылались на Устав, кто такой пассажир. Я на основании приведённых фактор написал письмо в министерство транспорта, и получил от них ответ, в нём сказано, что, «Перевозка пассажиров может рассматриваться не только как вид
    экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего
    договора, но и как процесс их перемещения с применением средств,
    представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании
    негласного взаимного согласия.
    Учитывая изложенное, по мнению Департамента, обязанность по проведению
    послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств
    распространяется, в том числе на юридических лиц и индивидуальных
    предпринимателей при осуществлении ими перевозок пассажиров для собственных
    нужд».
    Могу отправить полный файл данного ответа (только скажите куда).

    • Леонид

      Геннадий , такой организации ,как Транспортная инспекция не существует. Если вы говорите о проверках УГАДН, то это ведомство проводит проверки ЮЛ и ИП в рамках ФЗ № 259 . Перевозка пассажиров — это вид экономической деятельности ,определенный ОКВЭД.
      У этого ведомства нет никаких полномочий на проверки ЮЛ и ИП , которые эксплуатируют легковые ТС для перемещения своих сотрудников.
      Я читал это письмо.

      ,, По мнению Департамента » — это риторика и не более того.
      В законодательстве даны четкие определения терминам <> , <>.

      • Максим

        «По мнению Департамета»- соглашусь, риторика. Но УГАДН проводит так же проверки в рамках ФЗ-196, где нет понятия «пассажир». По мне так это спорный вопрос. И по финалу будет решать суд, есть ли в понятии «пассажир», зависимость от вида деятельности ЮЛ, ИП.

      • Геннадий

        Здравствуйте Леонид. Да всё верно, я как раз имел ввиду УГДН, но помимо угдн, нас также могут поверить ГИБДД, указ президента №711, от 15.06, 1998, «о дополнительных мерах по обеспечению БДД», и Леонид, вы правы конечно по поводу проверок легкового автотранспорта, что у УГДН, нет даже полномочий проверять такие компании где осуществляются перевозки для собственных нужд, но как я понимаю, если помимо легкового транспорта будет хоть 1 грузовик, или автобус, то необходимо всю деятельность вести по бдд.

    • Леонид

      Максим ,
      Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств в рамках закона «О БДД», осуществляется органами ГИБДД;
      УГАДН проверяет только те юридические лица и ИП которые осуществляют перевозочную деятельность в рамках Устава автомобильного транспорта.

      • Максим

        Никто не застрахован быть остановлен на дороге при совместной проверке ГИБДД и УГАДН, найти нарушение и инициировать проверку хоть тем, хоть другим органом. У нас так было в свое время, по итогу проведена внеплановая документарная проверка.

    • Леонид

      Максим , нет никакой разницы плановая проверка или внеплановая. Если ИП или ЮЛ эксплуатирует легковые ТС для собственных нужд , то проверку таких компаний осуществляет ГИБДД , а не УГАДН. И только в рамках ФЗ — 196.
      Перевозчиков и лицензиат — УГАДН.

      Согласно Постановлению Правительства РФ №716 от 19.08.2013 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», государственный надзор по обеспечению безопасности дорожного движения, правильного использования транспорта юридическими, физическими лицами и ИП закрепляется за Министерством внутренних дел РФ, то есть за сотрудниками ГИБДД. Проверки УГАДН регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», где четко обозначено, что представители надзора в сфере транспорта контролирует те компании, которые используют транспортные средства в рамках перевозочной деятельности.

      • Максим

        А если ИП ЮЛ эксплуатирует раздичные свои виды ТС для своих нужд? В том числе и автобусы для перевозки своих (иных) сотрудников, к месту работы. ФЗ 259 п2. -определяет условия как для предоставления услуг для перевозк, так и общие условия для перевозки. Можем долго рассуждать кто и как должен проводить проверки, но я повторюсь перевозим только свое, а проверки УГАДН были. Выписывали и водителям штраф на дороге инспекторы МУГАДН за не печатающий тахограф, а возим только своих.

      • Зуев Серафим

        Леонид, Постановление Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» признано утратившим силу с 5 июля 2021 г. Новый документ — Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1101 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

    • Илья Евгеньевич

      Добрый день. Совершенно верно, мне ответили в таком же ракурсе. Любой человек, в ТС, кроме водителя пассажир. Проходить должны. и еще много лишних букв из НПА. Минтранс и минздрав ответы дали. Может еще в МВД написать запросик.

    • Леонид

      Максим , в ваших комментариях получилась полная каша.

      Давайте по порядку.

      Если ИП или ЮЛ эксплуатирует автобус для перевозки своих сотрудников( собственных нужд) , то такой вид деятельности попадает под лицензирование.
      Лицензионные требования для перевозок пассажиров и иных лиц автобусами установлены Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». 
      Соблюдение данных требований проверяется при проведении плановой проверки лицензирующим органом. Контроль за соблюдением лицензионных требований осуществляют территориальные органы Ространснадзора — Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

      Чем вызвано ваше удивление , цитирую : ,, но я повторюсь перевозим только свое, а проверки УГАДН были» ,, а возим только своих» ?
      Далее:
      Цитируя п.2 ФЗ — 259 , вы не читаете п. 1 , который гласит:

      1. Настоящий Федеральный закон РЕГУЛИРУЕТ отношения, возникающие при оказании УСЛУГ автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием УСЛУГ автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не УРЕГУЛИРОВАННЫЕ настоящим Федеральным законом, РЕГУЛИРУЮТСЯ ДРУГИМИ федеральными законами и ИНЫМИ нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Если вы хотите понять суть НПА , его нужно читать целиком , а не выхватывать из него куски.

      А вообще У Серафима , в прежних блогах было много интересного по этим темам.
      Вы почитайте , он очень подробно все разъясняет , со ссылками на НПА.

      Может быть станет понятно на каких ЮР и ИП распространяет свое действие ФЗ — 259, кто уполномочен проводить проверки и тд )))

      • Максим

        Да Леонид, Вы все верно говорите, убедили. Статьи Серафима читаю, мне нравится данный сайт. Вернемся к теме статьи о прохождении послерейсового мед.осмотра и понятию пассажир. При обжалования постоновления в суде, Вы уверены что суд примет вашу сторону и посчитает, что пассажир- это тот кто по договору ездит и только водитель автобуса, который работает с клиентами должен проходить мед.осмотр ? Или такого постановления не может быть в природе? Проверку может проводить и ГИБДД.

    • Леонид

      Максим, я могу повторить только то , что я уже сказал. И то , что было изложено Серафимом выше.
      Давая комментарии , я опираюсь только на букву закона и не более того.
      Существует судебная практика и выводы судов бывают совершенно разные по одному и тому же вопросу.
      Все будет зависеть от того как ваш юрист ( представитель компании) изложит свою позицию в суде.

      Некоторые суды, к примеру, при рассмотрении дел с предрейсовыми медосмотрами , считают что ВОДИТЕЛЬ — это только тот сотрудник , кто числится в штате компании в должности именно водителя. И менеджеру , которого допустили к управлению ТС , принадлежащим организации, проходить предрейсовый м/о не нужно.

      А другие суды делают совершенно противоположные выводы, трактуя ФЗ — 196 — водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). И совершенно не важно какую должность он занимает в организации.
      Тоже самое и с трактовкой термина пассажир и послерейсовыми м/o/

      Вот как то так.

  3. Владимир

    Здравствуйте, Серафим! Прошу Вас разъяснить следующий вопрос. На базе муниципального предприятия функционирует учебный пункт по подготовке водителей трамвая и троллейбуса. Практическое обучение на транспортном средстве предприятия проходит, в том числе с выездом на дорогу общего пользования. Нужно ли ученику выписывать при учебном вождении путевой лист. Заранее спасибо.

  4. Александр

    Коллеги, доброго времени суток! Т.е. получается, если у нас есть легковой транспорт и они перевозят руководителей и других сотрудников по рабочим вопросам, то мы можем не привлекать их к прохождению послерейсового медосмотра?
    И прошу Вашей помощи в решение одного вопроса, а именно:
    Водители автомобиля должны проходить ежегодное обучение, но у нас бОльшая часть водителей это машинисты-трактористы (МТЛБУ, ЧТЗ и т.п.). Проходят ли машинисты-трактористы подобные программы обучения? Связано ли данное обучение с БДД? Специалист ответственный за обеспечение БДД проводит данное обучение или это уже касается производственников (механики, начальники участков и т.д.)?

  5. Илья Евгеньевич

    Спасибо за ответ. Лично у меня мнение идентичное. Вопрос достаточно так скажем запутанный, особенно когда приходится доказывать это коллегам несвязанным с автотранспортом и бдд (охрана труда, юрист) они просто не хотят вникать в суть. Поэтому отправили водителей легковушек проходить послерейсовые медосмотры. Это нонсенс лично для меня. Но доказать обратное, к сожалению, у меня не получилось. Вот бы какой нибудь ответ официальный по данной теме от Минтранса или от Минздрава было бы супер. Но у них тоже не все видимо вникают и всех под пассажира подводят.

    • Зуев Серафим

      Послерейсовый медицинский осмотр распространяется на водителей автобусов, то есть на водителей транспортных средств более 8 мест. С легковушками уже перебор. По такой логике и водитель грузового автомобиля должен проходить послерейсовый медосмотр если он кого-то подвозил.
      А вот случай из моей практики. В фермерском хозяйстве эксплуатируется несколько стареньких автобусов ПАЗ. Начальник гаража при проверке пояснил что автобусами никого не возят, а развозят на них обеды по полям для комбайнеров, то есть работа водителей автобусов не связана с перевозками пассажиров и иных лиц, соответственно не требуется проходить послерейсовые медосмотры. Инспектор не смог доказать обратное.

      • Илья Евгеньевич

        Серафим, спасибо за комментарий. Ситуацию это пока не изменит, но буду еще пытаться донести до коллег что мы зря мучаем людей по своей прихоти. Сразу бы хотел еще узнать Вашего мнения. Эти же коллеги отправили машинистов трактористов и водителя автопогрузчика проходить предрейсовый медосмотр. Техника с территории предприятия не выезжает, получается не эксплуатируется на дорогах общего пользования. мое мнение, обязанности проходить предрейсовый медосмотр этим работникам нет. Хотя с другой стороны для обеспечения безопасности при выполнении работ этот медосмотр не помешает ни кому. Каково Ваше мнение?

    • Леонид

      Александр, о каком ежегодном обязательном обучении водителей вы говорите?

      • Александр

        Я имею ввиду 20-ти часовую программу обучения водителей.

      • Зуев Серафим

        Обязательное требование о повышении квалификации предусмотрено для следующих водителей:
        — осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств-участников СНГ от 24 ноября 2006 г.);
        — перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 «Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства» приложения В к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.);
        — допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 876).

        Для иных категорий водителей обязанность прохождения периодического повышения квалификации отсутствует.

      • Александр

        Серафим, благодарю за разъяснения!
        Прошу Вас разъяснить: Вот специалист по БДД контролирует водителей автомобилей, а под его контроль попадают машинисты-трактористы? Он также, как и водителей инструктирует и проводит те же мероприятия по обеспечению БДД? Или это уже не его зона ответственности?
        Просто никак «отстреляться» не получается от производственников. Может нормативкой ткнуть.

        Буду благодарен!

      • Зуев Серафим

        В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержатся следующие определения:
        дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;
        транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

        Правила дорожного движения (ПДД):
        Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

        Таким образом, если транспортное средство перемещается по дорогам, то необходимо обеспечивать БДД.

      • Александр

        Благодарю, Серафим!
        Из статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:
        дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств
        полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько
        проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
        Я правильно понимаю, если МТЛБ двигается, перевозит груз, людей по приспособленной для движения ТС полосе земли (профиль с пикетами), то это уже будет являться дорожным движением? И будут ли квалифицироваться происшествия, как ДТП?

  6. Александр

    Я так и не понял из выше прочитанного, нужно ли проходить водителю вечерний мед осмотр если он перевозит сотрудников нашей организации на 12 местной газели с категорией D (автобус)

    • Зуев Серафим

      Послерейсовый медицинский осмотр водителей требуется при перевозках пассажиров по договору, то есть при коммерческих перевозках.
      Если в Вашей организации эксплуатируется автобус, то у Вас должна быть получена лицензия. Лицензия выдается на определенные виды работ: или на перевозку пассажиров, или на перевозку иных лиц автобусами. А иногда и то и другое.
      Если в лицензии в видах работ есть перевозка пассажиров, то, согласно требованиям пункта 3 статьи 23 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», водителям автобусов требует проходить послерейсовые медицинские осмотры.

  7. Андрей

    то есть, если автотранспортом предприятия перевозятся исключительно работники предприятия со служебными целями, или иные лица на безвозмездной основе — послерейсовый медосмотр водителей ТС не обязателен? И при ДТП с пострадавшим пассажиром в этом случае, будет рассматриваться только соблюдение им (пассажиром) ПДД — ремень безопасности, не открывать двери во время движения? И к водителю ТС нет претензий, если он не контролирует поведение пассажира?

Comments are closed.