Инструктажи по безопасности перевозок. Предрейсовый инструктаж

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Часто задают вопросы о необходимости проведения предрейсовых инструктажей водителей. Есть мнение что данный вид инструктажей стал не обязательным. Кратко разберем этот вопрос.

Согласно пункту 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», при организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать:

  • проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.

Напомню, что исполнение Приказа Министерства транспорта РФ № 145 обязательно для следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
  • осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

К организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, данный приказ отношения не имеет, соответственно для таких организаций нет обязанности исполнять положения данного приказа. Организации эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд также не обязаны исполнять положения данного приказа касающиеся проведения инструктажей.

Таким образом, организации осуществляющие коммерческие перевозки и эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд, обязаны исполнять требования Приказа Минтранса № 145, и обязаны обеспечивать проведение предрейсовых инструктажей водителей.

Когда проводить предрейсовый инструктаж

Согласно пункту 7.2 Правил:

  • 7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

Если водитель отправляется в рейс по маршруту впервые, то водителю необходимо довести предрейсовый инструктаж. Если водитель отправляется в рейс по этому же маршруту второй раз, третий и т.д., то предрейсовый инструктаж проводить не требуется. Инструктаж проводится каждый раз когда водитель отправляется в рейс по новому для него маршруту. Если маршрут у водителя меняется ежедневно, то и предрейсовый инструктаж этому водителю необходимо проводить ежедневно.

Смотрите также:  О проверках Ространснадзора

Что доводить при проведении предрейсового инструктажа

Согласно пункту 7.2 Правил, предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:

  • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
  • погодные условия движения на маршруте;
  • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
  • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
  • безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Чтобы упростить работу инструктирующему, советую составить программу или план проведения предрейсового инструктажа, в который необходимо включить вопросы перечисленные в пункте 7.2 Приказа № 145. Пример ниже.

Основные вопросы предрейсового инструктажа

Пояснения инструктирующего

протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения
погодные условия движения на маршруте
конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств
расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций)
безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий

Кто проводит предрейсовый инструктаж

Как я уже писал в одной из предыдущих статей, в действующем законодательстве нет четкого указания кто должен или кто имеет право проводить инструктажи по безопасности перевозок. Проверяющие органы ссылаются на Приказ Минтранса № 282, где в пункте 15.2 сказано что специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей. Если следовать этому требованию и письму Минтранса № ДЗ-2098-ПГ от 20.07.2021, то проводить инструктажи по безопасности перевозок, в том числе и предрейсовый инструктаж по безопасности перевозок, может только специалист ответственный за обеспечение БДД.

Смотрите также:  Обязательные реквизиты путевого листа. Предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства

При этом, специалист, ответственный за обеспечение БДД не всегда является прямым руководителем водителей или других сотрудников организации допущенных к управлению транспортными средствами.

Журнал учета инструктажей водителей

Все проводимые инструктажи по безопасности перевозок, в том числе преырейсовые,  необходимо учитывать. Согласно пункту 7 Приказа Минтранса № 145, информация о прохождении предрейсовых инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей, который должен содержать:

  • дату проведения инструктажа;
  • вид инструктажа;
  • должность (при наличии) лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
  • подписи водителей, прошедших инструктаж.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

18 комментариев

  1. Марат

    Здраствуйте.
    В статье указано «Проверяющие органы ссылаются на Приказ Минтранса № 282, где в пункте 15.2 сказано что специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей. Если следовать этому требованию и письму Минтранса № ДЗ-2098-ПГ от 20.07.2021, то проводить инструктажи по безопасности перевозок, в том числе и предрейсовый инструктаж по безопасности перевозок, может только специалист ответственный за обеспечение БДД» , как быть если в организации 4 участка в разных городах и автомобили выезжают ежедневно по разным маршрутам? У ответственного за обеспечение БДД нет возможности каждому проводить инструктаж.

    • Андрей иванович

      Будет ли достаточным отметка в путевом листе о прохождении водителем предрейсового инструктожа?

      • Зуев Серафим

        Информация о прохождении инструктажей по безопасности перевозок вносится в журнал учета инструктажей водителей. Данное требование прописано в Приказе Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”:

        7. В целях предупреждения ДТП субъект транспортной деятельности должен обеспечивать проведение инструктажей по безопасности перевозок.
        Информация о прохождении инструктажей вносится в журнал учета инструктажей водителей (далее — журнал), который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.

  2. Сергей

    Если ТС выезжают на обслуживание нефтяных скважин, водителю необходимо проводить предрейсовый инструктаж?

  3. Наталья

    Добрый день, помогите разобраться, нужно проводить инструктажи по БДД или нет. Грузовой транспорт в аренде (камазы), водители по договору-наряду.Заранее спасибо.

  4. Игорь

    В автопарке несколько грузовых автомобилей, 1 автобус на 20 человек. Остальной транспорт легковые и грузопассажирские, категории «В». Все ли водители попадают под предрейсовый инструктаж?

    • Зуев Серафим

      Требование проводить предрейсовый инструктаж водителей транспортных средств содержится в пункте 3 Приказа Министерства транспорта РФ от 30.04.21 № 145.
      3. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:
      проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.

      Согласно пункту 2 Приказа Минтранса № 145, его требования обязательны для:
      — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
      — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
      — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
      — физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов.

      Если в Вашей организации эксплуатируются автобус и грузовые автомобили, то на организацию распространяется требование проводить предрейсовые инструктажи водителям транспортных средств. В пункте 2 Приказа не указано для водителей каких транспортных средств необходимо доводить инструктажи, но указано что требование проводить предрейсовые инструктажи обязательно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответственно юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили обязаны проводить предрейсовые инструктажи для водителей всех транспортных средств эксплуатируемых в организации, в том числе для водителей легковых автомобилей.

      • Александр

        Это ваша позиция, но в Правилах отсутствует специальная норма о проведении инструктажей для водителей. «Настоящие Правила обязательны для: …
        — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;
        — физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов1.»

        Вышеуказанные физические лица, которые еще и эксплуатируют легковые автомобили, обязаны проводить водителям легковых ТС?

        Логичнее, что инструктажи проводить водителям автобусов (специализированных пассажирских ТС) категории M2, M3 при перевозке своих работников, водителям грузовых автомобилей категории N при перевозке материальных объектов для собственных нужд.
        Водителям легковых автомобилей, которые перевозят исключительно своих работников, и не работают на автобусах, грузовых транспортных средствах для чего инструктажи? Легковым ТС не обязателен предрейсовый контроль тех. состояния — о чем это говорит?

      • Зуев Серафим

        Конечно же, не все положения Правил распространяются на физических лиц. В пункте 4 Правил перечислены требования которые распространяются только на физических лиц, и об инструктажах там ничего не сказано.

        4. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил физические лица (далее — физические лица) обязаны обеспечивать:
        управление транспортным средством в отсутствие признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями 2;
        безопасность транспортных средств, эксплуатируемых физическим лицом;
        безопасные условия перевозок пассажиров и грузов, включая перевозки в особых условиях;
        соблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха, установленные правилами дорожного движения;
        проведение анализа и устранения причин ДТП и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

        Но в пункте 3 Правил перечислены требования Правил которые распространяются на юрлиц и ИП.

        3. При организации и осуществлении перевозок пассажиров и (или) грузов указанные в пункте 2 настоящих Правил юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — субъекты транспортной деятельности) обязаны обеспечивать:

        проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов;

        Кому должны доводится данные инструктажи? Об этом сказано в пунктах 7.1 — 7.4:
        7.1. При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).
        7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).
        7.3. Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее — сезонные инструктажи).
        7.4. При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее — специальный инструктаж).

        Это не моя позиция, это позиция Минтранса.

  5. Александр

    Добрый день! Вопрос по инструктажу о погодных условиях на маршруте. Как доводится информация? Обязательно ли информационное табло погодных условий на предприятии? если да, то каким НПА регламентируется? если нет, то как информировать водителей о погодных условиях. Спасибо.

  6. Павел

    Я думаю они хотели сказать, что предрейсовый инструктаж должен проводится перед первым выездом по одному и тому же маршруту в течении смены, иначе зачем требование о доведении погодных условий и действиях при культурно-массовых мероприятиях, просто не смогли это нормально изложить. Никто не натыкался на комментарии по поводу необходимости аттестации в УГАДН для проведения данных инструктажей?

  7. Максим

    Здравствуйте. Может быть не в ту ветку немного. Есть ли где формулировка «рейс». В частности : на сколько может быть долгим рейс? Машина эксплуатируемая руководством, перемещается в пределах города, может быть ли рейс несколько дней? Предрейсовый инструктаж, если авто ездит каждый день в одном городе, абсолютно разные места, проводить сколько раз?

  8. Константин

    Здравствуйте. Все понятно написано, но у меня уточнение. Разве предрейсовый инструктаж не требуется для водителей, перевозящих опасные грузы?

    • Виктор

      Во вступивших в силу 1 сентября 2021 г. Правилах обеспечения безопасности перевозок отсутствует требование проводить предрейсовый инструктаж при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также при перевозке детей.
      Теперь предрейсовый инструктаж проводится только «перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)», т.е. только при выезде на маршрут впервые независимо от вида перевозок.

    • Зуев Серафим

      Приказ Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (утратил силу с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 1742)

      19. Предрейсовый инструктаж проводится:
      при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
      при перевозке детей;
      при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

      Приказ Министерства транспорта РФ от 30.04.2021 № 145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” (вступил в силу с 1 сентября 2021 г.)

      7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

  9. Антон

    Спасибо за статью Серафим.
    Подскажите пожалуйста, имеется легковой автомобиль, который используется для собственных нужд в организации. Имеет место тот момент, что он используется для нужд отдела, который перемещает разное кол-во детей (максимум 2-3) в сопровождении взрослых из пункта А в пункт Б (возможен меж. город), чем руководствоваться в данном случае и какие правила должны соблюдаться внутри организации?
    Мб напишите статью по данному вопросу, либо ответите здесь.
    Спасибо.

    • Зуев Серафим

      Согласно ПДД, «Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

      Правила организованной перевозки группы детей определены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

      Во всех остальных случаях необходимо руководствоваться ПДД.

Comments are closed.