Для каких юридических лиц и ИП предрейсовый контроль технического состояния является обязательным

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Очень часто мне присылают одни и те же вопросы касающиеся контроля технического состояния транспортных средств. Сотрудники организаций, которые впервые сталкиваются с этим мероприятием, не всегда понимают в каких случаях они обязаны проводить контроль, а в каких он не является обязательным. Так же присылают много вопросов о том, кто и как должен проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. В данной статье постараюсь доступно пояснить для каких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств является обязательным.

Для каких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств является обязательным

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Указанный пункт Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется на все организации эксплуатирующие транспортные средства. Абсолютно все юридические лица и ИП эксплуатирующие любые типы транспортных средств обязаны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Прошу обратить внимание, что в данном пункте ничего не сказано о том, как необходимо организовать и проводить работу по недопущению транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Однако, об этом сказано в пункте 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», где перечислены дополнительные требования касающиеся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки, а также осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Данные юридические лица и ИП, кроме обязанности не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, так же обязаны:

  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Смотрите также:  Перенос введения обязательных анализов для медицинских справок водителей на 1 января 2021 года

Теперь мы видим, что требование пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки, а также осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, и это требование не распространяются на организации эксплуатирующие исключительно легковые автомобили и исключительно для собственных нужд.

Кроме того, согласно указанному пункту, проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств необходимо в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.

Указанный порядок утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств», в пункте 2 которого также сказано, что:

  • Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — субъекты транспортной деятельности).

Таким образом, если организация не занимается коммерческими перевозками, если организация не перевозит материальные ценности для собственных нужд грузовыми автомобилями, и если организация не перевозит автобусами собственных сотрудников, то на эту организацию не распространяется требование пункта 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», и к такой организации не предъявляется требование организовать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств. Однако, на такую организацию распространяется требование пункта 1 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Все перечисленные требования распространяются не на транспортные средства, а на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Например, если юридическое лицо эксплуатирует легковые и грузовые автомобили для собственных нужд, проводить предрейсовый контроль требуется для всех типов транспортных средств эксплуатируемых в этой организации, и для легковых и для грузовых, так как это требование распространяется именно на юридическое лицо, соответственно на весь парк транспортных средств эксплуатируемый этим юридическим лицом.

Смотрите также:  Стажировка на рабочем месте. ГОСТ 12.0.004-2015

Суммируя требования пункта 1 и пункта 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения» делаем вывод что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями обязаны:

  • не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • путем проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Остальные организации, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующих исключительно легковые автомобили и исключительно для собственных нужд, обязаны:

  • не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Итог

Организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств обязаны только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

В следующих статьях разберем кто и как должен проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

3 комментария

  1. Сергей

    Данный приказ № 9 Минтранса касается только автобусов и грузовых автомобилей колесная и другая самоходная техника сюда не относится .

  2. Игорь

    Ваша статья основана на формальном буквальном толковании норм права, но существуют различные методы толкования, и при системном толковании с учетом общих правовых принципов равенства сторон перед законом, разумности и справедливости правового регулирования не нахожу разумного объяснения тому, почему организации, эксплуатирующие грузовик, должны проводить предрейсовый осмотр легковой машины руководителя, а организации, не эксплуатирующие грузовик — не должны.

  3. Александр

    Добрый день! Прошу помощи и разобраться.
    Имеется техника колесная, перевозка грузов, пассажиров. Но есть и техника МТЛБ, ЧТЗ, Б10М и прочее. Работают на поле, в лесу, болоте. Как им проводить предрейсовый технический контроль? Колесные то понятно, есть методы проверки и допуски их на линию. Но как быть с самоходной техникой?
    И самоходная техника относится под одну «гребенку» с колесной техникой по вопросам обеспечения БДД?
    И ещё вопрос, будет ли нарушением, если путевой лист формируется на неделю, но техника каждый день заезжает на парковку, с возможностью прохождения предрейсового контроля тех.состояния?
    Спасибо, Вам, заранее!

Comments are closed.