Должностные лица

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В своей деятельности я очень часто сталкиваюсь с тем что в большинстве организаций, эксплуатирующих автомобильный транспорт, руководители имеют смутное представление о том как должна быть организована работа Транспортного отдела. Если на балансе организации числится пара легковых автомобилей то здесь достаточно назначить одного сотрудника, ответственного за безопасность дорожного движения. Другое дело если организация занимается перевозочной деятельностью, или перевозит пассажиров и грузы для собственных нужд автобусами и грузовым транспортом. Здесь важно правильно распределить обязанности. Наверное в этом и есть главная проблема и беда работодателя при организации работы по обеспечению БДД — неправильное распределение обязанностей.

В понятии большинства руководителей суть работы начальника транспортного отдела состоит в организации медосмотра водителей и предрейсового контроля транспорта, а остальное мелочи, как нибудь само организуется. А организовывать приходится очень много, и порой одного человека здесь недостаточно.

Начнем со Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Абзац 4 пункта 2 Статьи 20 обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями):

  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В статье конкретно написано что специалист ответственный за БДД должен быть НАЗНАЧЕН. А назначить его можно только в рамках трудового договора. Так что здесь никуда не деться, ответственный за БДД должен быть.

Чем должен заниматься ответственный за БДД? Каковы его задачи и функции? Чтобы разобраться в этом обратимся к Приказу Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

Не у всех хватает терпения прочитать приказ до конца. А в конце есть «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

Согласно этого Перечня все мероприятия разделены на подготовку работников и подготовку транспортных средств. Чтобы не быть голословным ниже представлен полный текст с перечислением мероприятий из этого документа:

  1. Мероприятия по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — работники субъекта транспортной деятельности), к безопасной работе.

1.1. Обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разделе I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 4, ст. 268), и иных работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

1.2. Обеспечение подготовки работников субъекта транспортной деятельности в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

1.3. Проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

1.4. Обеспечение водителей транспортных средств оперативной информацией по обеспечению безопасной перевозки путем проведения соответствующих инструктажей.

1.5. Обеспечение проведения обязательных медицинских осмотров водителей.

1.6. Мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

1.7. Соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.

  1. Мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации.

2.1. Проверка соответствия транспортных средств по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и грузов.

2.2. Проверка наличия действующей разрешительной документации, необходимой для допуска к участию транспортного средства в дорожном движении в соответствии с законодательством Российской Федерации (свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, лицензия на осуществление пассажирских перевозок, путевой лист, а также иные документы, необходимые для осуществления конкретных видов перевозок в соответствии с законодательством Российской Федерации).

2.3. Поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии в соответствии с инструкцией по эксплуатации изготовителя транспортного средства.

2.4. Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.

2.5. Проведение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до выезда транспортных средств с места их постоянной стоянки с соответствующей отметкой о проведенном предрейсовом контроле технического состояния транспортных средств в путевом листе.

2.6. Обеспечение стоянки (хранения) транспортных средств, исключающее доступ к ним посторонних лиц, а также самовольное их использование водителями субъектов транспортной деятельности.

Список перечисленных выше мероприятий не совсем полный но он уже даёт представление о сути и масштабе работы по обеспечению безопасности дорожного движения. А организовать работу по проведению этих мероприятий должен как раз ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.

Итак, еще раз кратко перечислю все мероприятия направленные на обеспечение БДД.

Подготовка водителей:

  • обеспечение профессионального отбора и профессиональной подготовки;
  • обеспечение подготовки в соответствии с профессиональными и квалификационными требованиями;
  • проведение стажировок;
  • проведение инструктажей;
  • проведение медицинских осмотров;
  • обучение оказанию первой медицинской помощи пострадавшим;
  • соблюдение режима труда и отдыха.

Подготовка транспортных средств:

  • проверка на соответствие техническим требованиям;
  • проверка наличия соответствующих документов;
  • поддержание в технически исправном состоянии;
  • проведение работ по ТО и ТР;
  • проведение предрейсового контроля технического состояния;
  • обеспечение стоянки (хранения).

Как видим перечень мероприятий обширный, а имея большое количество водителей и транспорта невозможно взвалить проведение всех этих мероприятий только на  ответственного за БДД.

Смотрите также:  Категории и подкатегории водительских удостоверений

Здесь необходимо обратиться к Приказу Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Если внимательно прочитать требования предъявляемые к перечисленным в приказе должностным лицам то увидим что все мероприятия по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации распределены между следующими должностными лицами:

  • Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • Контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Ниже приведу полный текст приказа в части касающейся перечисленных выше должностных лиц.

  1. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспортапредъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

13.1. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:

  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
  • порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
  • схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
  • графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • основы экономики, организации труда и производства;
  • расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

13.2. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

  • организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
  • принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
  • инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
  • обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
  • принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
  • заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
  • рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
  • выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
  • принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
  • обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
  • осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
  • организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

13.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

13.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

  1. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

14.1. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:

  • нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
  • нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
  • технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

14.2. Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:

  • контролировать техническое состояние автотранспортных средств.

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
  1. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

16.1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

  • нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Смотрите также:  Законопроект о государственном реестре транспортных средств

16.2. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

  • разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
  • анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествийи нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
  • осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
  • разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
  • организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
  • организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
  • контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
  • организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
  • организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движенияпо плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

16.3. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

16.4. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

При небольшом количестве грузового транспорта и автобусов, ответственный за БДД дополнительно может выполнять функции и контролера и диспетчера. Конечно же в этом случае ответственный за БДД должен иметь соответсвующий уровень образования и стажа для каждой из этих профессий. Но по мере увеличения количества транспорта необходимо перераспределять обязанности между несколькими сотрудниками. Как правило в штат берут механика, который в том числе исполняет обязанности контролера технического состояния. Так же берут в штат диспетчера и перекладывают на него обязанности связанные с ведением путевой документации, проведением предрейсовых инструктажей и т.д..

Должностные инструкции (ответственный за БДД, отдел кадров, отдел охраны труда)

  • Должностная инструкция ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • Должностная инструкция контролера технического состояния автотранспортных средств;
  • Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта;
  • Должностная инструкция лица управляющего легковым автомобилем;
  • Должностная инструкция лица управляющего грузовым автомобилем;
  • Должностная инструкция лица управляющего автобусом.

Приказы о назначении ответственных лиц (отдел кадров)

  • Приказ о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • Приказ о назначении контролера технического состояния автотранспортных средств;
  • Приказ о назначении диспетчера автомобильного транспорта;
  • Приказ о назначении ответственных лиц.

Стажировка водителей (ответственный за БДД)

  • Личная карточка водителя;
  • Приказ об утверждении положения о стажировке с Положением;
  • Программа стажировки;
  • Приказ о назначении водителя-наставника;
  • Приказ о прохождении стажировки со стажировочным листом;
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе с Актом закрепления.

Инструктажи по БДД и Охране труда (ответственный за БДД, диспетчер, отдел охраны труда)

  • Приказ об утверждении Положения о проведении инструктажей по БДД;
  • Положение о проведении инструктажей по БДД;
  • Журнал регистрации инструктажа по БДД;
  • Журнал регистрации вводного инструктажа по Охране труда;
  • Журнал регистрации инструктажа по Охране труда на рабочем месте;
  • Вводный инструктаж;
  • Инструкции по БДД и Охране труда для водителей транспортных средств:
  • Инструкция о контроле автомобиля перед выездом;
  • Инструкция об особенностях работы в весенне-летний период;
  • Инструкция об особенностях работы в осенне-зимний период;
  • Инструкция движение и стоянка в ночное время суток;
  • Инструкция при направлении в командировку или дальний рейс;
  • Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
  • Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
  • Инструкция по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах;
  • Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
  • Инструкция по предупреждению пожаров и ожогов;
  • Инструкция по буксировке и расцепке авто;
  • Инструкция по мерам безопасности при вождении автопоездов;
  • Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей;
  • Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров автобуса;
  • Инструкция по охране труда для водителей автобусов;
  • Инструкция по мерам безопасности на паромах, баржах, железнодорожных платформах;
  • Инструкция по преодолению затяжных спусков и подъемов.

ДТП (ответственный за БДД)

  • Журнал учета нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
  • Журнал учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
  • План мероприятий по предупреждению ДТП на год;
  • Приказ о создании комиссии о служебном расследовании ДТП с Актом;
  • Приказ об утверждении Положения о служебном расследовании ДТП с Положением.

Повышение квалификации водителей (ответственный за БДД, отдел охраны труда)

  • Учебный план (программа) 20 часов БДД;
  • Приказ о создании комиссии по проверке знаний 20 часовой Программы БДД с протоколом;
  • Методическое пособие ежегодных занятий с водителями по 20 часовой программе БДД;
  • Журнал проведения занятий по 20 часовой программе БДД;
  • Экзаменационные билеты по 20 часовой программе БДД.

Медицинские осмотры (ответственный за БДД, отдел охраны труда)

  • Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медицинских осмотров;
  • Положение о проведении обязательных медицинских осмотров;
  • План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
  • Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
  • Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
  • График смен водителей.

Контроль технического состояния, выпуск на линию (контролер тех.состояния ТС, диспетчер)

  • График проведения ТО автомобилей;
  • Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
  • Журнал регистрации результатов предрейсового контроля;
  • Журнал учёта движения путевых листов;
  • Путевой лист легкового автомобиля;
  • Путевой лист грузового автомобиля;
  • Путевой лист автобуса;
  • Журнал учета измерения дымности;
  • Журнал учета измерения токсичности;
  • Журнал учета измерения токсичности ГБА.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

8 комментариев

  1. Александр

    Добрый день, вопрос такого характера, есть ли утвержденная форма личной карточки водителя

    • Зуев Серафим

      До 2014 года, согласно пункту 3.1.2 Приказа Минтранса № 27 от 09.03.95, юрлица и ИП должны были вести учет сведений о водителях. Форма учета не была определена, но все эти сведения собирали в единый документ который назывался «Личная карточка водителя». С 2014 года приказ № 27 отменен, соответственно отменены требования вести учет сведений о водителе.
      Так же, до 2021 года, действовала форма учета сведений о работнике Т-2 Личная карточка работника. На данный момент она тоже не обязательна.

  2. Антон

    Добрый день, обязательно ли нужен диспетчер на предприятии?

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Не обязательно. Такого требования нет.
      Но если есть необходимость то можете ввести такую должность в штат или назначить уже имеющегося сотрудника, главное чтобы сотрудник соответствовал требованиям Приказа Минтранса № 287.

  3. Владимир

    Начинающий руководитель транспортного придприятия. Большое спасибо за развернутую информацию

  4. Андрей

    Как обычно ! Все понятно и по существу!!! Спасибо!

Comments are closed.