При каких неисправностях запрещена эксплуатация и движение транспортного средства. Требования ПДД

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Продолжаю отвечать на Ваши вопросы. В данной статье перечислю, при каких неисправностях запрещено движение транспортных средств, и при каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Однако, такие неисправности могут возникнуть и в пути следования автомобиля, то есть в момент эксплуатации транспортного средства на линии. Как быть в таком случае?

Согласно пункта 2.3.1 Постановления Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения», водитель транспортного средства обязан:

  • 2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
  • При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

При обнаружении водителем неисправности, при которой запрещено движение транспортного средства, необходимо немедленно остановится и предпринять меры для буксировки автомобиля к месту ремонта при помощи сцепки или эвакуатора. Однако, если не горят фары или задние габаритные огни в светлое время суток, или не работает стеклоочиститель со стороны водителя и при этом не идет дождь или снег, то на автомобиле можно двигаться к месту стоянки или ремонта самостоятельно, но с соблюдением необходимых мер предосторожности, так как в этом случае запрещена эксплуатация транспортного средства, но не запрещено его движение.

Чтобы разобраться в каких случаях запрещена эксплуатация транспортных средств, необходимо пояснить что вообще означает термин эксплуатация. Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720:

  • эксплуатация — стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения для использования по назначению до момента утилизации.

Если кратко, то эксплуатация транспортного средства — использование его по прямому назначению. Например, автобус предназначен для перевозки людей, соответственно запрет на эксплуатацию означает запрет на перевозку людей. Если во время эксплуатации автобуса будет выявлена неисправность при которой эксплуатация транспортного средства запрещена, то в первую очередь необходимо высадить всех пассажиров, то есть необходимо прекратить использовать автобус по его прямому назначению. После этого можно приступить к самостоятельному ремонту или проследовать к месту стоянки или ремонта, так как движение автобуса не запрещено.

Запрещено движение транспортного средства

Согласно требованиям пункта 2.3.1 ПДД водителю запрещено движение на транспортном средстве если транспортное средство имеет следующие технические неисправности:

  • неисправна рабочая тормозная система;
  • неисправно рулевое управление;
  • неисправно сцепное устройство (в составе автопоезда);
  • не горят или отсутствуют фары и задние габаритные огни в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
  • не работает со стороны водителя стеклоочиститель во время дождя или снегопада.

Запрещена эксплуатация транспортного средства

Согласно требованиям Приложению к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии следующих неисправностей:

1. Тормозные системы

  • 1.1. Нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001.
  • 1.2. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.
  • 1.3. Нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 МПа и более за 15 минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
  • 1.4. Не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов.
  • 1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
  • транспортных средств с полной нагрузкой — на уклоне до 16 процентов включительно;
  • легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии — на уклоне до 23 процентов включительно;
  • грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии — на уклоне до 31 процента включительно.
Смотрите также:  Проект приказа Минздрава о предрейсовых медицинских осмотрах с 1 сентября 2023 г.

2. Рулевое управление

  • 2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:
  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10 градусов;
  • Автобусы — 20 градусов;
  • Грузовые автомобили — 25 градусов.
  • 2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.
  • 2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

3. Внешние световые приборы

  • 3.1. Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
  • 3.2. Регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 51709-2001.
  • 3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.
  • 3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.
  • 3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.
  • 3.6. На транспортном средстве установлены:
  • спереди — световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
  • сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.

4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла

  • 4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.
  • 4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. Колеса и шины

  • 5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:
  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.
  • Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.
  • 5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.
  • 5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.
  • 5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.
  • 5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

6. Двигатель

  • 6.1. Содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышают величины, установленные ГОСТом Р 52033-2003 и ГОСТом Р 52160-2003.
  • 6.2. Нарушена герметичность системы питания.
  • 6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
  • 6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.
  • 6.5. Допустимый уровень внешнего шума превышает величины, установленные ГОСТом Р 52231-2004.

7. Прочие элементы конструкции

  • 7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р 51709-2001, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.
  • 7.2. Не работает звуковой сигнал.
  • 7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
  • 7.4. Не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.
  • 7.5. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.
  • 7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
  • 7.7. Отсутствуют:
  • на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах -медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001;
  • на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5 т — противооткатные упоры (должно быть не менее двух);
  • на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
  • 7.8. Неправомерное оборудование транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам Российской Федерации.
  • 7.9. Отсутствуют ремни безопасности и (или) подголовники сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • 7.10. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.
  • 7.11. Не работают держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.
  • 7.12. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.
  • 7.13. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.
  • 7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.
  • 7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
  • 7.15.1. Отсутствуют опознавательные знаки, которые должны быть установлены в соответствии с пунктом 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
  • 7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
  • 7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.
  • 7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
Смотрите также:  Кто может проводить вводный инструктаж по охране труда

При наличии перечисленных выше неисправностей эксплуатация транспортных средств запрещена, но не запрещено движение. Согласно требованиям пункта 2.3.1 ПДД, водитель должен устранить перечисленные неисправности самостоятельно, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. То есть, передвижение транспортного средства разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.

Например

Если перестал работать спидометр, то, согласно требованиям пункта 7.4 Перечня неисправностей, запрещается эксплуатация транспортного средства, но не запрещено движение. В этом случае необходимо попытаться устранить неисправность на месте, но если это сделать невозможно, то необходимо проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

В темное время суток с негорящими из-за неисправности фарами или задними габаритными огнями запрещено дальнейшее движение даже до места ремонта или стоянки. Но, так как движение запрещено только в темное время суток, то необходимо дождаться наступления светлого времени суток и проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

1 комментарий

  1. Виктор

    Здравствуйте! Как быть с тем, что ГОСТу Р 51709-2001 отменен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июля 2017 г. N 708-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» ? Спасибо.

Comments are closed.