Инструктажи водителей по безопасности перевозок в соответствии с Приказом Минтранса № 145

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

1 сентября 2021 года вступил в силу новый документ — Приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный документ пришел на смену отмененному ранее Приказу Министерства транспорта РФ № 7.

Исполнение Приказа Министерства транспорта РФ № 145 обязательно для следующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования;
  • осуществляющих перевозки грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на основании договора перевозки;
  • осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

К организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, данный приказ никакого отношения не имеет, соответственно для таких организаций нет обязанности исполнять положения данного приказа. Организации эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд так же не обязаны исполнять положения данного приказа касающиеся проведения инструктажей.

Далее рассмотрим сами инструктажи.

Согласно пункту 3 Правил, при организации и осуществлении перевозок пассажиров или грузов, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать проведение следующих видов инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов:

  • вводный;
  • предрейсовый;
  • сезонный;
  • специальный.

Проводятся данные инструктажи в целях предупреждения ДТП.

Перечисленные выше виды инструктажей наконец-то получили своё название — «Инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов».

Согласно пункту 7 Правил, информация о прохождении инструктажей вносится в Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Журнал должен содержать следующую информацию:

  • дату проведения инструктажа;
  • вид инструктажа;
  • должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж;
  • подпись лица, проводившего инструктаж;
  • фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж;
  • подписи водителей.

Больше требований к журналу не перечислено, в том числе нет требования «шнуровать и нумеровать» указанный журнал. Допускается ведение журнала в электронном виде, однако в этом случае инструктирующий и инструктируемый должны иметь электронную подпись.

Смотрите также:  Отметки, штампы и подписи на путевых листах с 1 января 2021 года

Далее, в пункте 7 Правил, подробно описаны каждый из перечисленных видов инструктажей.

Вводный инструктаж

7.1. При приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).

В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

  • общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
  • требования по безопасной эксплуатации транспортных средств;
  • требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
  • права потерпевших, вытекающие из договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, заключенного между страховщиком и страхователем, а также порядок действий потерпевших для получения возмещения причиненного вреда (для водителей автобусов, троллейбусов и трамваев);
  • порядок прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров;
  • порядок прохождения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
  • основные данные об аварийности на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
  • порядок действий при наступлении ДТП, включая оформление документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции;
  • документы, необходимые для осуществления перевозок.

Предрейсовый инструктаж

7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

Предрейсовый инструктаж включает следующие вопросы:

  • протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;
  • погодные условия движения на маршруте;
  • конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), парковки (парковочные места) транспортных средств;
  • расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, автовокзалов и автостанций (при расположении остановочных пунктов маршрута на территории автовокзалов или автостанций);
  • безопасность движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Сезонный инструктаж

7.3. Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться инструктажи (далее — сезонные инструктажи).

Смотрите также:  Тахографы для городских и пригородных автобусов с 1 июля 2018 года

Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Специальный инструктаж

7.4. При необходимости незамедлительного доведения до водителя информации (о вступлении в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей, об изменении условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения, о совершении и (или) об угрозах совершения террористических актов) должен проводиться инструктаж (далее — специальный инструктаж).

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Итог

С 1 сентября 2021 года организации осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, и организации эксплуатирующие грузовые автомобили и автобусы для собственных нужд обязаны проводить для водителей вводный, предрейсовый, сезонный и специальный инструктажи по безопасностями перевозок пассажиров и (или) грузов. Информацию о прохождении инструктажей необходимо вносить в Журнал учета инструктажей водителей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

26 комментариев

  1. Сергей

    Добрый день! Если эксплуатируется ТС , типа — специализированные, категории N3, для собственных нужд, действие данной приказа также применимо?

  2. Андрей

    Добрый день!
    Коллеги вопрос такой:
    Нужно ли заново проводить, водительскому составу (принятого до 10.09.2021г.), Вводный инструктаж по приказу № 145 (Инструктаж по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов), т.к. ранее проводился по приказу № 7 (Инструктаж по БДД).

  3. Сергей

    Здравствуйте!

    Если в организации один грузовой автомобиль, а остальные легковые, то инструктаж проводить только с одним водителем грузовика?
    Все используются для собственных нужд.

    • Зуев Серафим

      О необходимости проведения инструктажей сказано в пункте 3 Приказа Минтранса РФ № 145. Так же в пункте 2 приказа указано для кого он является обязательным.

      Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 “Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
      2. Настоящие Правила обязательны для:

      юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;

      То есть, если в организации эксплуатируется грузовой автомобиль для собственных нужд, то Правила, вместе с обязанностью проведения инструктажей, обязательны для всей организации, соответственно и для всех водителей данной организации.

      • Сергей

        Добрый день! Вопрос такого характера, являемся подрядной организацией, выполняем работы по обслуживанию нефтяных скважин заказчика, с использованием собственных ТС. Как в это случае проводить предрейсовый инструктаж по бдд при каждом выезде ТС на сквжину?

  4. Татьяна

    Добрый вечер, разъясните пожалуйста такой вопрос : в журнал вводного инструктажа для водителей по 145 приказу записываются или нет бульдозеристы. Спасибо

    • Зуев Серафим

      Приказ Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. N 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
      1. Правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом определяют требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

  5. Антон

    Доброго времени суток. Помогите пожалуйста разобраться в вопросе. У нас в организации все водители устроены по договору гражданско-правового характера (ГПХ) или как самозанятые, а автомобили мы свои им передаём по договору аренды. Нужно ли нам проводить водителям какие либо инструктажи по охране труда и по БДД. По всем трудовым нормативам везде говориться о том, что в случае с договором ГПХ охраной труда они должны обеспечить себя сами, а как насчёт инструктажей по БДД? Заранее спасибо.

    • Василий

      Описанное Вами, это схема уклонения от уплаты налогов. Если некоторые думают что они обхитрили систему, и вместо 43% платят 6%, им не нужно иметь специалиста по БДД, контроллера, медика и т. д., то ошибаются.
      Любая схема ранее или поздно пресекается государством.
      Регулярно цетробанк отправляет в банки описание таких схем. Служба финансового мониторинга проверяет эти схемы и при выявлении блокирует счета физ.лиц и юрлиц (по 115 ФЗ).
      У ваших водителей банк запросит документы на автомобили, и после предоставления все выяснится, заблокируют счета. До налоговой даже не дойдет, 115 ФЗ предоставляет банкам большие права, никому ничего не докажете.
      По существу заданного вопроса, то инструктажи не требуются.

      • Антон

        Спасибо за ответ Василий. Вот по поводу какой-то там схемы по налогам вы ошибаетесь, больше волнует вопрос в части ОТ, БДД и ГИБДД (при остановке инспектором). Приказ Минтранса №368 п.8 прописывает требование по путевым листам только ЮЛ и ИП, а про самозанятых ни слова. Если банки запросят документы на авто, то водитель их предоставит вместе с договором аренды без проблем.

      • Зуев Серафим

        Требования Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» распространяются на юр.лиц и ИП эксплуатирующих транспортные средства. В Вашем же случае транспортные средства эксплуатируются не юр.лицами и не ИП, а самозанятыми гражданами.
        Однако, нужно иметь в виду что самозанятый не может:
        — принимать участие в непрерывном технологическом процессе;
        — выполнять трудовую функцию или требования должностной инструкции;
        — подчиняться трудовому режиму. Время работы самозанятый определяет сам. В договоре указываются только сроки начала и окончания работ;
        — числиться в табеле учета рабочего времени;
        — регулярно — как остальные штатные сотрудники дважды в месяц — получать аванс и зарплату;
        — претендовать на соцпакет и получать социальные гарантии — согласовывать отпуска, получать материальную помощь, выплаты по больничному листу и иные компенсации.

      • Василий

        Антон, вы заблуждаетесь. ОТ , БДД, ГИБДД покажется вам детскими игрушками, когда вами займется налоговая и правоохранительные органы.
        В виде решения ситуационной задачи, задам Вам вопросы и сам на них отвечу, если что-то ни так, то поправьте меня.
        ВОПРОС: У вас на предприятии есть автомобили, почему вы не трудоустроили на эти автомобили водителей в штат в соответствии с законодательством, ТК РФ, 196ФЗ и т.д.?
        ОТВЕТ: В соответствии с законом о самозанятых, сдали в аренду водителям автомобили и оплачивали их труд как самозанятым.
        ВОПРОС: Но ведь автомобили принадлежат вашему предприятию, значит у вас должны быть водители в штате, зачем вы сдали их в аренду и этим же водителям оплачиваете их труд как самозанятым, что вы выиграли?
        ОТВЕТ: Ну вместо 13% НДФЛ, 20% в пенсионный фонд и 8% соц.страхования, наше предприятия не платит ничего, это выгодно.
        ВОПРОС: Если у вас в штате есть автомобили, то самозанятые выполняют трудовые функции водителей вашего предприятия, что запрещено, а вы уклоняетесь от уплаты налогов? Вам назвать статьи УК РФ? Явку с повинной писать будете?
        Антон, если есть УМЫСЕЛ, то есть преступление. У вас УМЫСЕЛ — уклонение от уплаты налогов. Рано или поздно это произойдет. В лучшем случае Ваши действия пресечет обслуживающий вас банк, как я писал в предыдущем комментарии, по 115 ФЗ. В худшем — налоговая и далее правоохранительные органы.

  6. Сергей

    Вопрос ко всем , интересно как вы проводите предрейсовый инструктаж ,перед отправлением водителя в рейс, как требует нормативка с записью в журнале ? Хотелось бы узнать очень интересно .
    У нас например 50 водителей выезжает каждый день и бывает по разным маршрутам и что сол всеми каждый день проводить инструктаж с записью в журнале ,это же не реально просто …

    • Леонид

      Сергей , вы для начала внимательно ознакомьтесь с приказом Минтранса № 145.
      Предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс (за исключением ВТОРОГО и ПОСЛЕДУЮЩЕГО рейсов по одному и тому же маршруту) .
      Как правило , каждый маршрут изучен специалистом ответственным за БДД. На нем отмечены места концентрации ДТП, особо опасные участки дорог, мосты . тоннели и тд.

  7. Сергей

    Павел , хотел посмотреть ответ по инструктажам , по по ссылке отправляет на файлообменник и все ?
    Дайте ваш ответ почитать как-то .

    • Павел

      Может надо быть зарегистрированным.

      Если вставить ссылку yadi.sk/i/sucU0AwGGxoNlg
      в строку браузера, все нормально отображается

  8. Елена

    Добрый день,
    вопрос по требованиям к журналам — инструктажам «Инструктажи по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов» есть на сегодняшний день требования «шнуровать и нумеровать» указанные журналы-инструктажи.

    • Леонид

      Елена, ну вы ознакомьтесь с приказом.
      Вы нашли там такое требование?
      Если не нашли- значит его нет)))

  9. Андрей

    то есть, теперь предрейсовый инструктаж не нужно проводить перед каждым рейсом при перевозке детей, опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов?

    • Зуев Серафим

      Перечисленные Вами требования к предрейсовым инструктажам были перечислены в отмененном Приказе Минтранса № 7. С 1 сентября 2021 года необходимо руководствоваться Приказом Минтранса № 145, в котором такие требования отсутствуют.

  10. Владимир

    Добрый день. У нас в организации три грузовых автомобиля, 2 грузоподъемностью до 3500т и один газон нехт, а так же 7 легковых автомобилей . Все автомобили используются для перевозки собственных нужд. Вопрос попадаем ли мы под приказ 145 ?
    Спасибо

    • Зуев Серафим

      Пункт 2 Правил утвержденных приказом Минтранса N 145 гласит:

      2. Настоящие Правила обязательны для:

      юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров;

      То есть, если в организации эксплуатируется грузовой транспорт для собственных нужд, то требования данного приказа обязательны к исполнению.

  11. Павел

    Добрый день!

    Коллеги, имеет ли значение образование инструктирующего?

    Ссылка на ответ на моё обращение Файл можно получить по ссылке:
    Ответ по инструктажам.pdf
    yadi.sk/i/sucU0AwGGxoNlg

    • Геннадий

      Павел, спасибо за письмо по инструктажам, очень полезная информация. А то из 282 приказа, я так понял что это должен проводить специалист по бдд.

      • Леонид

        Коллеги , ну сколько можно жевать одно и тоже?
        Ну на этом сайте было куча обсуждений на эту тему.
        Любой сотрудник , уполномоченный приказом руководителя по программе разработанной специалистом по БДД ( программа должна быть утверждена руководителем)
        Нам , блин , только президенту осталось еще вопрос задать для ясности )))

      • Павел

        Меня просто вот эта формулировка смущает:

        При анализе дтп :
        фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;

Comments are closed.