В каких случаях не требуется проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Напомню, что не всегда требуется проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Далее рассмотрим в каких случаях это требование не является обязательным.

Согласно пункту 5 Приказа Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2022 г. № 390, сведения о транспортном средстве должны включать:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства согласно паспорту транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом) — марку и модель прицепа (полуприцепа);
2) государственный регистрационный номер транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом) — его регистрационный номер, и/или инвентарный номер (для троллейбусов и трамваев);
3) дату (число, месяц, год), время (часы, минуты) и результат проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения;
5) показания одометра (полные километры пробега):
при выпуске транспортного средства на линию;
при возвращении транспортного средства с линии по завершении последнего рейса или при выполнении последнего заказа легкового такси физическими лицами;
при приеме-сдаче транспортного средства последующему водителю по окончании рабочего дня (смены) предыдущего водителя (в случае оформления нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство).

Подпункт 3 пункта 5 Приказа № 390 гласит что дату, время и результат проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляется в путевом листе в случае если этого требует законодательство Российской Федерации.

В каком случае требуется проводить предрейсовый контроль технического состояния, и соответственно проставлять об этом отметку в путевом листе? Ответ содержится в пункте 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны:

    организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Смотрите также:  Виды сообщения и виды перевозок. Разъяснение Минтранса

То есть, если организация осуществляет перевозки на основании договора (коммерческие перевозки) или осуществляет перевозки автобусами или грузовыми автомобилями для собственных нужд, то данная организация обязана организовать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, о чем должна проставляться отметка на путевом листе.

При эксплуатации в организации только легковых автомобилей и только для собственных нужд проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств не требуется, и не требуется проставлять об этом отметку на путевом листе, так как на эту организацию не распространяется действие пункта 2 статьи 20 закона «О БДД», и не распространяется действие подпункта 3 пункта 5 Приказа № 390.

Возникает вопрос, как подтвердить инспектору ГИБДД что отметка о предрейсовом контроле отсутствует на путевом листе на законных основаниях? Здесь потребуется вооружиться документами подтверждающими что организация, в которой эксплуатируется автомобиль, не осуществляет деятельность по перевозке грузов или пассажиров, и не эксплуатирует грузовые автомобили или автобусы.

Это подтверждается выпиской из Единого государственного реестра ЕГРИП или ЕГРЮЛ, которая содержит сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Выписку можно получить в режиме онлайн на сайте ФНС по номеру ИНН или ОГРН юридического лица или индивидуального предпринимателя. При наличии интернета инспектор может сам проверить это в течение минуты. Так же можно заранее подготовить Справку о наличии основных средств в которой будут перечислены транспортные средства, стоящие на балансе организации. Этого вполне достаточно чтобы закрыть вопрос отсутствия отметки о проведении предрейсового контроля.

Однако, не стоит забывать, что согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Смотрите также:  Организация эксплуатации легковых автомобилей для собственных нужд

Неисправности, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, перечислены в приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090). То есть, эксплуатируемое транспортное средство в любом случае должно быть исправно, и соответствовать требованиям Основных положений. При этом, не важно каким родом деятельности занимается организация, или какой тип транспорта эксплуатируется в организации. Данное требование распространяется в том числе и на физических лиц.

_______________________________________________

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

27 комментариев

  1. Ирина

    Доброе утро!
    Леонид, поделитесь, пожалуйста, файлом письма от 16.03.2023 ДЗ-515-ПГ.
    Не могу найти…

  2. Дарья

    Цитирую:
    КТС и отметка о выпуске ТС на линию не является обязательной для данной компании, т.к. это — исключительно легковые автомобили компании и перевозки для собственных нужд.
    Это значит, что не требуется и назначение ответственного за техническое состояние ТС в компании?
    Каждый сотрудник компании, использующий служебный авто, должен знать Неисправности, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена и не допускать выезд ТС с неисправностями, и только.

    • Максим

      НО…Если в компании есть одна газель, то уже всем отметки нужны. И легковым авто для собственных нужд тоже.

      • Леонид

        МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        Письмо от 16.03.2023 ДЗ-515-ПГ
        Максим , у Минтранса другое мнение насчет смешанного автопарка , при эксплуатации ТС для собственных н
        нужд.

      • Максим

        Леонид, не могу найти письмо с указанными реквизитами. Ссылку может ?…

      • Максим

        Не могу найти письмо. Может есть ссылка?

      • Леонид

        Максим, это в блоке у Серафима недавно было. Он так и назавается — ответ Минтранса о проведении предрейсового контроля тех состояния.
        Я писал письмо, мне ответили.

      • Максим

        Да, интересный материал. На легковой транспорт для собственных нужд. нужна стало быть обязательно только отметка медика. «Выезд на линию разрешен» излишне. Самоконтроль.

      • Леонид

        В нашей организации предрейсовый контроль тех состояния проводится для всех автомобилей . Так удобней и спокойней . К тому же я не могу понять , как можно выявить неисправности у легкового автомобиля ( при наличии которых эксплуатация запрещена) , если не провести предрейсовый контроль тех состояния.
        Теперь о том , что касается ответственных…
        Даже если организация эксплуатирует только легковые ТС и только для собственных — ответственный за БДД и техническое состояние ТС у вас имеется по умолчанию.
        Это — руководитель вашей организации. И изначально за все отвечать будет он.
        Потому что п.1 ст.20 ФЗ №196 гласит :
        Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
        организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

        Там , где есть обязанность — там всегда существует ответственность. Разница только в том , что к таким ответственным не предъявляются квалификационные требования( обучение , аттестация )
        Если руководитель не хочет сам исполнять эти обязанности , он может приказом делегировать полномочия связанные с эксплуатацией транспортных средств, подготовленному сотруднику организации, назначив его приказом ответственным за выполнение перечисленных мероприятий и определив его обязанности должностной инструкцией.
        Обучать — не обучать, аттестовывать — не аттестовывать . Это решение руководителя.
        Если руководитель юридически грамотен , если он решит что такие обязанности можно делегировать сотруднику подготовленному и обладающим знаниями в области законодательных актов , то примет соответствующее решение.

  3. Василий

    Ух ты, почти как в старые добрые времена!
    Ишаки убийцы и задачи заставляющие отказаться оппонента от дискуссии, но почти.

  4. Игорь

    А если автопарк смешанный — легковые 90% и грузовые 10%. Предрейсовый контроль тех. состояния проходят только грузовые? Парк используется для собственных нужд.

    • Сергей

      Игорь, на своем примере отвечу, наша организация имеет филиалы и структурные подразделения по всей РФ, парк смешанный и так же легковых по численности больше чем грузовых и автобусов. Эксплуатируем для собственных нужд. Техконтроль проводим на всех ТС.

  5. Владимир В.

    1. Не важно в должности работник водителя или директора, транспортное средство находится в собственности предприятия, соответственно работнику выдается путевой лист где ответственные лица за тех. состояние, выдачу путевого листа и медицинский осмотр проставляют отметки. 2. Если перевозка такси, то это перевозка пассажиров (людей), для собственных нужд, не является.

    • Владимир

      ИТ — компания имеет транспортный отдел и несколько легковых автомобилей. Данные автомобили закреплены за менеджерами, которые имеют право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности.
      Исходя из комментариев экспертов на сайте резюмирую:
      1. ПМО является обязательным для всех сотрудников Компании (не важно водитель или менеджер/директор)
      2. КТС и отметка о выпуске ТС на линию не является обязательной для данной компании, т.к. это — исключительно легковые автомобили компании и перевозки для собственных нужд.
      Если я не правильно все понял, просьба поправить меня.
      Заранее благодарю)

      • Зуев Серафим

        Всё верно. Но, не стоит забывать, что согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

        не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

        Неисправности, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, перечислены в приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090). То есть, эксплуатируемое транспортное средство в любом случае должно быть исправно и соответствовать требованиям Основных положений. При этом не важно каким родом деятельности занимается организация или какой тип транспорта эксплуатируется в организации. Данное требование распространяется в том числе и на физических лиц.

  6. Владимир

    Просьба дать комментарий и по прохождению предрейсового медицинского осмотра для сотрудников, не работающих на должности водителя и использующих легковой автомобиль предприятия (для собственных нужд)
    1. Нужен ли предрейсовый медицинский осмотр менеджеру, директору, т.е. тот случай, когда работнику предоставляется лишь право использовать служебный автомобиль для поездок, связанных с осуществлением его трудовой функции по занимаемой должности.
    2. Если директор едет на корпоративную встречу с коллегой — является ли это перевозкой людей?

    • Зуев Серафим

      1. Статья 2 Федерального закона N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:
      Водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

      То есть, согласно закону «О безопасности дорожного движения», любое лицо управляющее транспортным средством является водителем.

      2. Согласно статье 2 Устава автомобильного транспорта:

      пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

      перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

      Если кратко, то перевозка пассажиров это оказание платной услуги.

      • Владимир

        Серафим, Добрый день!
        А как тогда «Общие положения» ПДД: «Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного
        средства (сходит с него). ? Получается, что коллега по работе, которого нужно доставить из пункта А в пункт Б не пассажир? При это это может быть микроавтобус, в котором восемь сотрудников, не пассажиры?

      • Василий

        КЛЮЧ это что такое, музыкальный знак или инструмент. С пассажиром то же самое, если вы хотите проводить послереисовый медосмотр в связи с перевозкой таковых, пользуйтесь уставом автомобильного транспорта.

      • Владимир

        Василий, при чём тут послерейсовый осмотр? Не наводите смуту. В случае ДТП с ТС, принадлежащего юр. лицу и не дай бог с пострадавшим пассажиром, инспектор хочет лицезреть путевой лист с отметкой об м/о. По крайней мере предрейсовым.

      • Леонид

        Владимир, я не собирался обсуждать тему послерейсовых м/о.
        Вы задаете седующие вопросы :
        Если директор едет на корпоративную встречу с коллегой — является ли это перевозкой людей?
        А как тогда «Общие положения» ПДД: «Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве?
        Вот я и порекомендовал вам к прочтению этот блок.
        Там подробно расписано как правильно и в каких случаях пользоваться терминами пассажир и перевозка пассажиров.))

    • Леонид

      Владимир, у Серафима есть блок . Послерейсовый медицинский осмотр водителей при перевозках пассажиров от 13.11.2022.
      Прочитайте, вам будет полезно.

      • Владимир

        Леонид, я про послерейсовый осмотр ВООБЩЕ ничего не писал ))
        Речь шла только о предрейсовом. В нашей компании смешанный парк, при этом ни грузовыми, ни пассажирскими перевозками не занимаемся. Вопрос стоит об обязательности проходить МО всему автопарку, либо для выделенных категорий водителей (к слову, в штате компании нет ни одного водителя. В основном сервисные инженеры, допущенные к управлению корпоративным транспортом- на что разработано «Положение об использовании корпоративным транспортом».
        О какой пользе от чтения блока Серафима вы говорите? К чему этот флуд? Может вам стоить прочитать диалог и мой вопрос в частности?

  7. Надежда

    Огромное спасибо. Очень полезная статья.
    Убедительно, что нужно выстраивать процессы в соответствии с актуальными требованиями НЛА, ибо консерватизм мешает прогрессу и привычка к определенному образу жизни мешает изменить все к лучшему)))

  8. Сергей

    Только заранее подготовленные справки, водитель не обязан предоставлять инспектору согласно ПДД так же как и инспектор необязан эти справки проверять. Захочет проверит, незахочет, привлечет. И придется Леониду побегать поискать правды))) Крылатая фраза при первом дне на производстве: Забудьте чему вас учили в институте, смотри как надо)))

    • Леонид

      Сергей, мои институтские годы закончились 35 лет. А за время своей работы в области ОБДД я , встречал немало неучей и просто некомпетентных специалистов. Такие люди из за незнания законодательной базы , не могут правильно организовать работу водителей и создают для них массу неудобств. Заставляют руководителей организации идти на необоснованные затраты.
      Значит и Серафим не смог вас убедить в неверности ваших рассуждений)))).

      • Сергей

        Леонид, не надо читать то что вам выгодно, перечитайте еще раз от сих до сих и тщательней пережуйте написанное. переведу вам слова Серафима по русски: лучше перебздеть, чем недобздеть!

Comments are closed.