Кто может проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями, обязаны:

  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», организациям эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд достаточно не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Требование организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния на такие организации не распространяется.

1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств». В пункте 6 приказа Минтранса РФ № 9 определено кем может осуществляться предрейсовый контроль технического состояния:

  • Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

При детальном рассмотрении пункта приказа видим что законодательство вообще не накладывает ни каких ограничений в этом вопросе. Обязанности по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств можно возложить на совершенно любого сотрудника организации, от водителя до директора, а также можно пользоваться услугами работников сторонних организаций или привлекать индивидуальных предпринимателей.

Смотрите также:  Изменения в законе об ОСАГО с 25 сентября 2017 года

Однако, кем бы ни был работник или индивидуальный предприниматель, на которого возложили обязанности по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, единственное требование предъявляемое к нему, это соответствие профессиональным и квалификационным требованиям предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств. То есть работники организаций или привлекаемые индивидуальные предприниматели, для того чтобы исполнять обязанности контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, должны соответствовать требованиям перечисленным в приказе Министерства транспорта РФ № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Требования к уровню образования и стажа к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта перечислены в пунктах 13.3 и 13.4 приказа Минтранса № 282. Согласно приказу к квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.
Смотрите также:  Охрана труда при эксплуатации напольного колесного промышленного транспорта

Таким образом, прежде чем назначить работника исполнять обязанности по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, необходимо проверить уровень его образования и стаж на соответствие требованиям приказа Минтранса РФ № 282. То же самое касается работников привлекаемых сторонних организаций или привлекаемых индивидуальных предпринимателей, они так же должны соответствовать требованиям приказа Минтранса РФ № 282.

________________________________________________

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

7 комментариев

  1. Анна

    Здравствуйте! У меня такой же вопрос…
    Подскажите пожалуйста, как вы видите ситуацию:
    На предприятии есть механики участка автохозяйства, но в штатном расписании отсутствует должность контролера.
    Можно ли контроль технического состояния транспортных средств возложить на механиков, внеся эту функцию им в должностную инструкцию? Документы об обучении у механиков есть. Приказ о назначении их ответственными за контроль тоже есть. Утвержден порядок проведения предрейсового ТО… НО контролирующие органы это не устраивает.
    Как быть? Неужели нужно менять штатку и вносить туда должность контролера ТО?

  2. Василий

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как вы видите ситуацию:
    На предприятии есть механики участка автохозяйства, но в штатном расписании отсутствует должность контролера.
    Можно ли контроль технического состояния транспортных средств возложить на механиков, внеся эту функцию им в должностную инструкцию? Документы об обучении у механиков есть. Приказ о назначении их ответственными за контроль тоже есть. Утвержден порядок проведения предрейсового ТО… НО контролирующие органы это не устраивает.
    Как быть? Неужели нужно менять штатку и вносить туда должность контролера ТО?

  3. Павел

    Добрый вечер! А если у работника специальность «инженер-механик по ремонту и обслуживанию д/с техники, автомобилей и тракторов»?

  4. Владимир

    Здравствуйте. Если у работника высшее образование строитель, можно его отправить на переподготовку, он получить диплом с присвоением квалификации контролер тех. состояния и на этом все или нет?

    • Зуев Серафим

      Если работник имеет не профильное высшее образование и будет выполнять функции контролера техсостояния, то для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Требования к стажу работника имеющего высшее образование не предъявляются. И на этом всё.

    • Василий

      Владимир, на сайте несколько тем где разжеваны требования к специалистам, в том числе и контроллеру, с разъяснениями и ситуационными задачами. Некоторые товарищи самоустранились от их решения, но это неважно.
      В общем с наличием у Вас законного контроллера, это далеко не все……..

  5. Роберт

    Здравствуйте.Очень удобный и хороший сайт.Спасибо.

Comments are closed.