Здравствуйте, уважаемые читатели.
Многие из Вас знают что действующее законодательство требует устанавливать на некоторые категории транспортных средств тахографы. Тахограф — это устройство которое предназначено для регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Но не все должностные лица, да и не все водители, понимают что представляет из себя этот режим и каким образом он должен соблюдаться. При этом за нарушение режима труда и отдыха водителей на территории Российской Федерации предусмотрены административные штрафы. Так же предусмотрены штрафы и за неправильное использование самих тахографов.
Для начала разберем что такое рабочее время водителя. Согласно Статьи 15 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
- время управления автомобилем;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время простоев не по вине водителя;
- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
- время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Теперь разберем время управления автомобилем.
В соответствии со Статьями 16, 17 и 18 Приказа Минтранса № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
- Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
- При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
- При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
Так же, согласно Статьи 19 Приказа Минтранса № 15, предусмотрены специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя:
- Не позже, чем через 4 часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
Согласно Приказа отдых водителей включает в себя следующие виды отдыха:
- Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться 2 перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
- Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
- Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Кроме этого существуют категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям перечисленным в приказе. К таким категориям относятся водители: пожарных автомобилей; аварийно-спасательных автомобилей; занятых на международных перевозках; работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Согласно Статьи 11.23 КоАП РФ за нарушение режима труда и отдыха водителей предусмотрен штраф на водителей от 1 до 3 тысяч рублей. За отсутствие тахографа или за использование тахографа с нарушениями предусмотрены административные штрафы от 1 до 3 тысяч рублей на водителей и от 5 до 10 тысяч рублей на должностных лиц.
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Серафим, да я собственно говоря, хотел ваши комментарии услышать)))
Добрый день.
Вопрос:
Как вы понимаете формулировку ненормированный рабочий день водителя легкового автомобиля?
За образец можно взять персонального водителя ген директора какой то компании в Москве.
Этот вопрос , а он меня очень интересует, я задал юристам и получил буквально следующий ответ.
Рабочий день такого водителя может продолжаться любое кол- во часов, дней за месяц- главное чтобы ежедневное управление ТС не превышало 9;часов.
Следуя их логике получается что такого водителя можно посадить на 16 часовой рабочий день при условии , что управлять ТС не более 9 часов, остальное время в течение рабочего дня проводить в ожидании ген директора.
Главное чтобы в качестве компенсации было предоставлено не менее трёх доп дней к отпуску.
Мне непонятно почему на такого водителя не распространяется ст 25 приказа Минтранса 15 ОТДЫХ.
Хотелось бы узнать ваше мнение.