Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.
Согласно пункту 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.
За последние годы процедура технического осмотра претерпела изменения, однако технический осмотр не отменен и отмена его не планируется. Кроме того ужесточились некоторые требования к техническому состоянию транспортных средств. Тем не менее технический осмотр транспортных средств необходимо проходить в установленные законодательством сроки.
Периодичность технического осмотра транспортных средств
В статье 15 Федерального закона РФ от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена следующая периодичность прохождения технического осмотра транспортных средств:
1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год изготовления):
- а) легковые автомобили;
- б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- г) мототранспортные средства;
2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части, с года изготовления которых прошло более десяти лет;
3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло не более пяти лет:
- а) легковые такси;
- б) автобусы;
- в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя);
4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года изготовления которых прошло более пяти лет;
5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов;
6) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей части):
- а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
- б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год изготовления, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3, 5 и 6 части 1 настоящей статьи):
- 1) легковые автомобили;
- 2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
- 3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
- 4) мототранспортные средства.
Технический осмотр автобусов
Напомню, что согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов»:
- Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М 2 и М 3 (далее — оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее — уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно — график, заявка).
Техосмотр автобусов проводится на пункте технического осмотра, но в присутствии сотрудника ГИБДД. Для этого необходимо записаться на желаемую дату и время прохождения технического осмотра на сайте оператора техосмотра или по телефону. К назначенному времени на пункт техосмотра прибудет сотрудник ГИБДД, который совместно с оператором техосмотра проведет технический осмотр автобуса. Без предварительной записи автобусы на технический осмотр не принимаются.
Что проверяют при техническом осмотре транспортных средств
В соответствии с утвержденной формой диагностической карты, при проведении технического осмотра проверяются следующие параметры:
№ | Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра |
I. Тормозные системы | |
1. | Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения |
2. | Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям |
3. | Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения |
4. | Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер |
5. | Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе |
6. | Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением |
7. | Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов |
8. | Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода |
9. | Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем |
10. | Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания |
11. | Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов |
II. Рулевое управление | |
12. | Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса |
13. | Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе |
14. | Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении |
15. | Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма |
16. | Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления |
17. | Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией |
III. Внешние световые приборы | |
18. | Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям |
19. | Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов |
20. | Работоспособность и режим работы сигналов торможения |
21. | Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям |
22. | Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией |
23. | Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения |
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели | |
24. | Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей |
25. | Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла |
V. Шины и колеса | |
26. | Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям |
27. | Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации |
28. | Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес |
29. | Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес |
30. | Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес |
31. | Установка шин на транспортное средство в соответствии с установленными требованиями |
VI. Двигатель и его системы | |
32. | Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям |
33. | Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания |
34. | Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива |
35. | Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям |
36. | Соответствие нормам уровня шума выпускной системы |
VII. Прочие элементы конструкции | |
37. | Наличие зеркал заднего вида в соответствии с установленными требованиями |
38. | Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям |
39. | Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей |
40. | Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя |
41. | Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства |
42. | Работоспособность запоров бортов грузовой платформы и запоров горловин цистерн |
43. | Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки |
44. | Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы |
45. | Наличие работоспособного звукового сигнального прибора |
46. | Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам |
47. | Наличие задних и боковых защитных устройств, соответствие их нормам |
48. | Работоспособность автоматического замка, ручной и автоматической блокировки седельно-сцепного устройства. Отсутствие видимых повреждений сцепных устройств |
49. | Наличие работоспособных предохранительных приспособлений у одноосных прицепов (за исключением роспусков) и прицепов, не оборудованных рабочей тормозной системой |
50. | Оборудование прицепов (за исключением одноосных и роспусков) исправным устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем |
51. | Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача |
52. | Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром |
53. | Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям |
54. | Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности |
55. | Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек) |
56. | Наличие не менее 2 противооткатных упоров |
57. | Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям |
58. | Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки |
59. | Работоспособность механизмов регулировки сидений |
60. | Наличие надколесных грязезащитных устройств, отвечающих установленным требованиям |
61. | Соответствие вертикальной статической нагрузки на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) установленным нормам |
62. | Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса |
63. | Работоспособность механизмов подъема и опускания опор и фиксаторов транспортного положения опор |
64. | Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей |
65. | Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями |
66. | Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб |
67. | Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований |
68. | Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям |
69. | Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа) |
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Подскажите, нужно ли возить с собой в автобусе диагностическую карту?
Согласно Федеральному закону от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
диагностическая карта — документ в электронном виде, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также на бумажном носителе, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;
Согласно пункту 4 статьи 19 закона, можно запросить бумажный вариант диагностической карты, однако приоритет имеет электронный вариант:
4. По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.
Таким образом сотрудник ГИБДД должен сам проверять прохождение техосмотра в электронной базе данных.
Добрый день подскажите купил автобус Нефаз в этом году нужно ли проходить техосмотр или только через год. Спасибо
До 5 лет — каждые 12 месяцев, более 5 лет — каждые 6 месяцев.
В Вашем случае техосмотр необходимо проходить через 12 месяцев.
Подскажите, если тех.осмотр на тягаче заканчивается 28 августа, то согласно постановления 275 срок действия продлевается еще на полгода или до 1 октября или вообще не продлевается и нужно до 28 августа его пройти?
На полгода продлевается