Периодичность технического осмотра транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена.

Согласно пункту 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр.

За последние годы процедура технического осмотра претерпела изменения, однако технический осмотр не отменен и отмена его не планируется. Кроме того ужесточились некоторые требования к техническому состоянию транспортных средств. Тем не менее технический осмотр транспортных средств необходимо проходить в установленные законодательством сроки.

Периодичность технического осмотра транспортных средств

В статье 15 Федерального закона РФ от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена следующая периодичность прохождения технического осмотра транспортных средств:

1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:

1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год изготовления):

  • а) легковые автомобили;
  • б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
  • г) мототранспортные средства;

2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части, с года изготовления которых прошло более десяти лет;

3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло не более пяти лет:

  • а) легковые такси;
  • б) автобусы;
  • в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя);

4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года изготовления которых прошло более пяти лет;

5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов;

6) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей части):

  • а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
  • б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.

2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год изготовления, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3, 5 и 6 части 1 настоящей статьи):

  • 1) легковые автомобили;
  • 2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
  • 3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
  • 4) мототранспортные средства.

Технический осмотр автобусов

Напомню, что согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 741 «Об утверждении Правил организации и проведения технического осмотра автобусов»:

  • Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М 2 и М 3 (далее — оператор технического осмотра), с участием сотрудника подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которого возложены обязанности по участию в проведении технического осмотра автобусов (далее — уполномоченный сотрудник, участвующий в проведении технического осмотра автобусов), в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов, в свободном формате в режиме реального времени на официальном сайте оператора технического осмотра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании заявок, представляемых владельцами автобусов (далее соответственно — график, заявка).
Смотрите также:  Инструкция для получения лицензии по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

Техосмотр автобусов проводится на пункте технического осмотра, но в присутствии сотрудника ГИБДД. Для этого необходимо записаться на желаемую дату и время прохождения технического осмотра на сайте оператора техосмотра или по телефону. К назначенному времени на пункт техосмотра прибудет сотрудник ГИБДД, который совместно с оператором техосмотра проведет технический осмотр автобуса. Без предварительной записи автобусы на технический осмотр не принимаются.

Что проверяют при техническом осмотре транспортных средств

В соответствии с утвержденной формой диагностической карты, при проведении технического осмотра проверяются следующие параметры:

Обязательные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам при проведении технического осмотра
I. Тормозные системы
1. Соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения
2. Соответствие разности тормозных сил установленным требованиям
3. Работоспособность рабочей тормозной системы автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения
4. Отсутствие утечек сжатого воздуха из колесных тормозных камер
5. Отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе
6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
8. Отсутствие трещин остаточной деформации деталей тормозного привода
9. Исправность средств сигнализации и контроля тормозных систем
10. Отсутствие набухания тормозных шлангов под давлением, трещин и видимых мест перетирания
11. Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов
II. Рулевое управление
12. Работоспособность усилителя рулевого управления. Плавность изменения усилия при повороте рулевого колеса
13. Отсутствие самопроизвольного поворота рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе
14. Отсутствие превышения предельных значений суммарного люфта в рулевом управлении
15. Отсутствие повреждения и полная комплектность деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма
16. Отсутствие следов остаточной деформации, трещин и других дефектов в рулевом механизме и рулевом приводе. Наличие и работоспособность предусмотренного изготовителем транспортного средства рулевого демпфера и (или) усилителя рулевого управления. Отсутствие подтекания рабочей жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления
17. Отсутствие устройств, ограничивающих поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией
III. Внешние световые приборы
18. Соответствие устройств освещения и световой сигнализации установленным требованиям
19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов
20. Работоспособность и режим работы сигналов торможения
21. Соответствие углов регулировки и силы света фар установленным требованиям
22. Наличие и расположение фар и сигнальных фонарей в местах, предусмотренных конструкцией
23. Соответствие источника света в фарах, формы, цвета и размера фар. Наличие светоотражающей контурной маркировки, отсутствие ее повреждения и отслоения
IV. Стеклоочистители и стеклоомыватели
24. Наличие и работоспособность предусмотренных изготовителем транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей
25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
V. Шины и колеса
26. Соответствие остаточной глубины рисунка протектора шин установленным требованиям
27. Отсутствие признаков непригодности шин к эксплуатации
28. Наличие всех болтов или гаек крепления дисков и ободьев колес
29. Отсутствие трещин на дисках и ободьях колес
30. Отсутствие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес
31. Установка шин на транспортное средство в соответствии с установленными требованиями
VI. Двигатель и его системы
32. Соответствие содержания загрязняющих веществ в отработавших газах транспортных средств установленным требованиям
33. Отсутствие подтекания и каплепадения топлива в системе питания
34. Работоспособность запорных устройств и устройств перекрытия топлива
35. Соответствие системы питания газобаллонных транспортных средств, ее размещения и установки установленным требованиям
36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
VII. Прочие элементы конструкции
37. Наличие зеркал заднего вида в соответствии с установленными требованиями
38. Отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Соответствие полосы пленки в верхней части ветрового стекла установленным требованиям
39. Соответствие норме светопропускания ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей
40. Отсутствие трещин на ветровом стекле в зоне очистки водительского стеклоочистителя
41. Работоспособность замков дверей кузова, кабины, механизмов регулировки и фиксирующих устройств сидений, устройства обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонного устройства
42. Работоспособность запоров бортов грузовой платформы и запоров горловин цистерн
43. Работоспособность аварийного выключателя дверей и сигнала требования остановки
44. Работоспособность аварийных выходов, приборов внутреннего освещения салона, привода управления дверями и сигнализации их работы
45. Наличие работоспособного звукового сигнального прибора
46. Наличие обозначений аварийных выходов и табличек по правилам их использования. Обеспечение свободного доступа к аварийным выходам
47. Наличие задних и боковых защитных устройств, соответствие их нормам
48. Работоспособность автоматического замка, ручной и автоматической блокировки седельно-сцепного устройства. Отсутствие видимых повреждений сцепных устройств
49. Наличие работоспособных предохранительных приспособлений у одноосных прицепов (за исключением роспусков) и прицепов, не оборудованных рабочей тормозной системой
50. Оборудование прицепов (за исключением одноосных и роспусков) исправным устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тяговым автомобилем
51. Отсутствие продольного люфта в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача
52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
54. Оснащение транспортных средств исправными ремнями безопасности
55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)
56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров
57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
58. Надежное крепление поручней в автобусах, запасного колеса, аккумуляторной батареи, сидений, огнетушителей и медицинской аптечки
59. Работоспособность механизмов регулировки сидений
60. Наличие надколесных грязезащитных устройств, отвечающих установленным требованиям
61. Соответствие вертикальной статической нагрузки на тяговое устройство автомобиля от сцепной петли одноосного прицепа (прицепа-роспуска) установленным нормам
62. Работоспособность держателя запасного колеса, лебедки и механизма подъема-опускания запасного колеса
63. Работоспособность механизмов подъема и опускания опор и фиксаторов транспортного положения опор
64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей
65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями
66. Работоспособность устройства или системы вызова экстренных оперативных служб
67. Отсутствие изменений в конструкции транспортного средства, внесенных в нарушение установленных требований
68. Соответствие транспортного средства установленным дополнительным требованиям
69. Наличие работоспособного тахографа или работоспособного контрольного устройства (тахографа)
Смотрите также:  Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

6 комментариев

  1. Александр

    Подскажите, нужно ли возить с собой в автобусе диагностическую карту?

    • Зуев Серафим

      Согласно Федеральному закону от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
      диагностическая карта — документ в электронном виде, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, также на бумажном носителе, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;

      Согласно пункту 4 статьи 19 закона, можно запросить бумажный вариант диагностической карты, однако приоритет имеет электронный вариант:
      4. По запросу лица, представившего транспортное средство для проведения технического осмотра, оператором технического осмотра выдается диагностическая карта на бумажном носителе, которая заверяется подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра. Плата за предоставление такой диагностической карты не взимается. В случае противоречия сведений диагностической карты, содержащихся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, и сведений диагностической карты на бумажном носителе приоритет имеют сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

      Таким образом сотрудник ГИБДД должен сам проверять прохождение техосмотра в электронной базе данных.

  2. Андрей

    Добрый день подскажите купил автобус Нефаз в этом году нужно ли проходить техосмотр или только через год. Спасибо

    • Зуев Серафим

      До 5 лет — каждые 12 месяцев, более 5 лет — каждые 6 месяцев.
      В Вашем случае техосмотр необходимо проходить через 12 месяцев.

  3. Андрей

    Подскажите, если тех.осмотр на тягаче заканчивается 28 августа, то согласно постановления 275 срок действия продлевается еще на полгода или до 1 октября или вообще не продлевается и нужно до 28 августа его пройти?

Comments are closed.