Требования к образованию и стажу контролера технического состояния транспортных средств

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Очень часто мне задают вопросы касающиеся контроля технического состояния транспортных средств. В одной из предыдущих статей мы уже разобрали для каких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств является обязательным. Но, так же мне задают вопросы о том, кто и как должен проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Сегодня разберем требования к должностным лицам которые имеют право проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Напомню, что организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Остальные организации, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующих исключительно легковые автомобили для собственных нужд, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств не обязаны.

Требования к контролеру технического состояния

Контролер технического состояния транспортных средств не отвечает за техническое состояние транспорта, а только проверяет его техническое состояние.

Если кратко, то задача контролера — проверить техническое состояние транспортного средства перед его отправкой в рейс и предоставить об этом достоверную информацию. По итогу проверки технического состояния транспорта контролер вносит в журнал отметку о прохождении контроля — пройден или не пройден, и подтверждает это своей подписью.

Именно запись в журнале заверенная подписью контролера является подтверждением исправности или не исправности транспортного средства, и именно на основании этой записи сотрудник организации, ответственный за техническое состояние транспортных средств разрешает или не разрешает выпуск автомобиля в рейс.

Для того чтобы иметь право проводить предрейсовый контроль технического состояния, а точнее, чтобы иметь право сделать указанную выше запись в журнале, контролер технического состояния транспортных средств должен иметь определенные знания и умения. Также его уровень образования должен соответствовать определенным требованиям. Об этом сказано пункте 6 Приказа Министерства транспорта РФ от 15 января 2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»:

  • Контроль осуществляется работником субъекта транспортной деятельности либо работником сторонней организации или привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем. Работники или индивидуальные предприниматели, указанные в настоящем пункте, осуществляющие контроль, должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», устанавливаемым Минтрансом России в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предъявляемым к контролеру технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта или контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

То есть, для того чтобы иметь право проводить контроль технического состояния транспортных средств, контролер должен иметь определенный уровень образования и стажа. Требования к уровню образования и стажу прописаны в Приказе Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Смотрите также:  Учет дорожно-транспортных происшествий с 1 января 2021 года

Согласно пункту 13.3 Приказа Минтранса № 282, к квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

Таким образом, контролер технического состояния транспортных средств должен иметь уровень образования не ниже среднего профессионального, которое входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Или контролер технического состояния транспортных средств может иметь любое другое образование не ниже среднего профессионального, которое НЕ входит в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», но в этом случае он должен дополнительно пройти профессиональную переподготовку на контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта.

Профессии и специальности входящие в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» перечислены в Приказе Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».

Перечень профессий среднего профессионального образования

23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
23.01.01 Оператор транспортного терминала Водитель погрузчика, Водитель электро- и автотележки, Машинист крана (крановщик), Оператор диспетчерской движения и погрузочно- разгрузочных работ на автомобильном (морском, речном транспорте)
23.01.02 Докер-механизатор Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах, Стропальщик, Машинист крана (крановщик), Крановый электрик, Водитель погрузчика, Водитель электро- и автотележки
23.01.03 Автомеханик Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля, Оператор заправочных станций
23.01.04 Водитель городского электротранспорта Водитель трамвая, Водитель троллейбуса
23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин Машинист бульдозера, Машинист скрепера, Машинист автогрейдера, Машинист экскаватора одноковшового, Машинист катка самоходного с гладкими вальцами, Машинист компрессора передвижного с двигателем внутреннего сгорания, Машинист трубоукладчика, Тракторист
23.01.07 Машинист крана (крановщик) Водитель автомобиля, Машинист крана автомобильного, Машинист крана (крановщик)
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин Слесарь по ремонту автомобилей, Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, Электрогазосварщик
23.01.09 Машинист локомотива Слесарь по ремонту подвижного состава, Помощник машиниста электровоза, Помощник машиниста тепловоза, Помощник машиниста дизельпоезда, Помощник машиниста электропоезда
23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава Осмотрщик вагонов, Осмотрщик-ремонтник вагонов, Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания, Слесарь по ремонту подвижного состава
23.01.11 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
23.01.12 Слесарь-электрик метрополитена Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена, Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена, Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту станционного и тоннельного оборудования метрополитена, Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов
23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции Электромонтер тяговой подстанции, Электромонтер контактной сети
23.01.14 Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки
23.01.15 Оператор поста централизации Дежурный стрелочного поста, Оператор поста централизации, Сигналист
23.01.16 Составитель поездов Составитель поездов, Регулировщик скорости движения вагонов, Кондуктор грузовых поездов
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Слесарь по ремонту автомобилей, Водитель автомобиля
Смотрите также:  Штраф за отсутствие тахографа с 1 ноября 2019 года

Перечень специальностей среднего профессионального образования

23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Техник, Старший техник
23.02.02 Автомобиле- и тракторостроение Техник, Специалист по автомобиле- и тракторостроению
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта Техник, Старший техник
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) Техник, Старший техник
23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного) Техник-электромеханик
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Техник, Старший техник
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Специалист

Также в пункте 13.4 Приказа Минтранса № 282 перечислены требования к стажу работы контролера:

  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»).
  • К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Если в организации есть сотрудник соответствующий всем перечисленным выше требованиям, то его можно назначать контролером технического состояния транспортных средств. Назначается контролер приказом. Назначить можно совершенно любого сотрудника организации соответствующего перечисленным требованиям. Это может быть водитель, механик, начальник отдела и т.д.. В законодательстве нет запретов на этот счет. Обязанности контролера необходимо прописать в должностной инструкции.

Если в организации нет работника соответствующего необходимым требованиям, то можно заключить договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем оказывающим услуги по проведению предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. И в этом случае контролер сторонней организации или ИП также должен соответствовать требованиям к уровню образования и стажу перечисленным в Приказе Минтранса № 282.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

20 комментариев

  1. Ольга

    Здравствуйте. Помогите разобраться. Диплом 2009г у одного, у другого 2011г, оба инженеры по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»,код 190601, чтобы организация назначила их контролёрами тех.состояния тс им необходимо пройти переподготовку?

  2. Виктория

    Добрый день! тоже интересует этот вопрос.

  3. Николай

    Здравствуйте. «Сотрудник организации, ответственный за техническое состояние транспортных средств» кто может быть назначен на данную должность, и каким образом? Спасибо.

    • Леонид

      Приказ. от 31 июля 2020 года N 282. Об утверждении профессиональных и квалификационных требований не предьявляет требования к квалификации ответственного за тех состояние ТС.
      Но вместе с тем , нужно понимать , что такое назначение должно быть разумным. По компетентности.
      Это может быть механик, начальник гаража , тот же контролер тех состояния ТС и тд, , в зависимости от того , как в вашей организации организована схема подчиненности.
      Очевидно , что не разумно назначать ответственным за тех состояние повариху Клаву, если она в этом ничего не понимает.

      Ответственный за тех состояние назначается приказом руководителя организации и руководствуется должностными инструкциями , разработанными для этой должности.

    • Василий

      Леонид, вижу что задачку с ООО КЕДР вы все таки решили. Даже про повариху уточнили: если она в этом ничего не понимает. То есть если понимает, то можно назначать. Хотя я для поварихи бы выбрал другое имя, Снежанна например.
      Продолжайте в том же духе, оценка «хорошо»

      • Леонид

        Я вам копирую свой ответ из того блока:

        Если у руководителя компании ,, Кедр’»в должности механика работает человек без образования и назначен ответственным за тех состояние и выпуск ТС на линию — это означает то , что у этого руководителя такая же каша, как и в вашей голове..)))

        Вы учитесь Василий, знания к вам придут…
        Тогда и перестанете ,, авторитетно» публиковать свои очередные ляпы типа — Устав автомобильного транспорта распространяется на все организации , независимо от вида деятельности)))
        Или же — охрана труда и БДД никак между собой не связаны, мухи отдельно , котлеты отдельно)))
        Или же- первичный инструктаж на рабочем месте проводит специалист охраны труда)))

        Это все из ваших , теперь уже ставших крылатыми , умозаключениями.))))

      • Василий

        Леонид, ваш поведение я расцениваю как «Хорошую мину при плохой игре» 🙂

      • Леонид

        Василий , ну не к лицу вам это.
        Стыдно опускаться до обыкновенной лжи.
        Еще раз копирую свой ответ из того блока:

        Давайте начнем с того , что не нужно перефразировать мои слова » Вы утверждаете, что назначать ответственного за тех.состояние и выпуск, нельзя без соответствующего образования»
        Если вы внимательно читали мои комментарии , то там было сказано» Если у руководителя компании ,, Кедр’»в должности механика работает человек без образования и назначен ответственным за тех состояние и выпуск ТС на линию — это означает то , что у этого руководителя такая же каша, как и в вашей голове..
        Назначать приказом руководителя ответственным за тех состояние и выпуск ТС сотрудника не имеющего никакого образования в области обеспечения БДД — это на мой взгляд верх безумства. Поэтому я и сказал , что у такого руководителя ( а пример привели вы) каша в голове.

      • Василий

        Леонид, вы запутались, сначала говорите — «не разумно назначать ответственным за тех состояние повариху, если она в этом ничего не понимает», потом для вас — «это на мой взгляд верх безумства». Вы впадаете из крайности в крайность.
        Так повариху Клаву можно назначать ответственной, если она ас в деле автотранспорта?
        Если вы скажете: этого не может быть, то я скажу может, еще как может!

      • Леонид

        Василий , покажите где в моих комментариях промелькнуло фраза «нельзя» , » запрещено законодательством»?
        Вы привели пример — в компании в должности МЕХАНИКА работает сотрудник без образования. К тому же назначен ответственным за тех состояние и выпуск ТС на линию.
        Я вполне допускаю что в вашей организации функции механика и выпуск ТС на линию ( без образования) выполняет повариха Клава.)))) Вполне возможно , что руководитель вашей организации принимает именно такие кадровые расстановки.)))

      • Василий

        Леонид, ваши выражения «Верх безумства», «Каша в голове», «Не разумно назначать», это всего лишь ваши личные оценочные суждения. Будьте профессионалом и ответьте однозначно на вопрос, «да» или «нет», назначение поварихи Клавы ответственной соответствует требованиям законодательства?
        Не надо бла, бла, бла, раскрывать нам свой внутренний мир.

      • Зуев Серафим

        При назначении ответственного за БДД и контролера требования определены приказом Минтранса № 282. Здесь ни какой отсебятины быть не может. Однако, в законодательстве нет требований к лицу, ответственному за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. Если нет требований, то не может быть ни каких нарушений при его назначении. То есть, назначать можно любого сотрудника организации, независимо от его должности, образования, стажа и т.д.. Руководитель организации (или лицо ответственное за кадровую политику в организации) сам определяет критерии по подбору ответственного за техническое состояние.

      • Василий

        Серафим, все вы правильно говорите, без эмоций и по существу. Но хотелось бы чтобы это понял другой глубокоуважаемый человек. Эмоции эмоциями, но есть «буква закона», ни больше ни меньше.

      • Леонид

        Василий , еще раз прошу вас, перестаньте передергивать. Где, в каких моих комментариях вы увидели слова » нельзя», запрещено законом»?
        Да , я не перестану повторять , что такие назначения , а пример привели вы — в компании в должности МЕХАНИКА работает сотрудник без образования. К тому же назначен ответственным за тех состояние и выпуск ТС на линию. Это верх безумства и у такого руководителя каша в голове.
        Как заметил Серафим- руководитель организации сам определяет критерии по подбору ответственного за тех состояние.
        Но если руководитель организации делает такие назначения- это означает то , что у него кадровая политика хромает или отсутствует вовсе.
        Кадровая политика это совокупность целей и принципов, которые определяют направление и содержание работы с персоналом.
        И если функции механика в компании выполняет, как вы выразились , повариха Клава, к тому же назначенная ответственным за тех состояние ТС ( и не имеющая никакого образования) — это на мой взгляд верх безумства.

        Кстати , поздравляю вас Василий c вашим очередным ляпом :

        Вопрос : . Интересует п.14.2, статьей 20 ФЗ-196 он не регламентирован, приказ Минтранса №7 утратил силу, а в новом приказе о планировании ни слова. Так все-таки составлять Планы мероприятий по БДД?

        Ваш ответ : К сожалению регламентирован, но лишь в том случае когда осуществляется перевозка пассажиров.
        пункт 8, положения о лицензировании.
        ))))))))))))

  4. Денис

    Доброго времени суток! Я думаю необходимо добавить в статью и приложение №2 Приказа №1199 Минобразования, где перечислен перечень специальностей укрупненной группы 23.00.00

      • Дмитрий

        Добрый день. Можно ли назначить контролером по выпуску транспорта механика, имеющего только среднее школьное образование. Допустим оформить корочки контролера или переподготовку?

      • Дмитрий

        Добрый день. Можно ли назначить контролером по выпуску транспорта механика, имеющего только среднее школьное образование. Допустим оформить корочки контролера или сделать переподготовку?

      • Василий

        Дмитрий, чтобы оформить «корочки контроллера», нужно как раз пройти «переподготовку». Но для того чтобы пройти переподготовку, необходим уровень образования не ниже средне-специального. Это может быть даже ветеринар или бухгалтер. Среднее школьное не подойдёт.
        Но вы можете назначить этого человека ответственным по выпуску, переподготовка в этом случае не требуется.

Comments are closed.