Анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП. Служебное расследование

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

  • анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Действие пункта 1 статьи 20 Федерального закона РФ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» распространяется на всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств.

Таким образом, все организации эксплуатирующие транспортные средства, независимо от рода деятельности и типа эксплуатируемых транспортных средств, в случае ДТП с принадлежащим им транспортом, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий.

Анализ причин ДТП

Анализ дорожно-транспортных происшествий необходим для определения причин ДТП и для последующего устранения этих причин. Для осуществления анализа нужно собрать определенные сведения необходимые для определения причины ДТП.

1 сентября 2021 года вступает в силу Приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный документ пришел на смену отмененному ранее Приказу Министерства транспорта РФ № 7.

Согласно пункту 14 Приказа Минтранса № 145, в случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Так же в пункте 14 Приказа № 145 перечислены сведения которые необходимо собрать для осуществления анализа ДТП. При осуществлении указанного анализа устанавливаются:

1) в отношении работника субъекта транспортной деятельности, управлявшего транспортным средством (далее — водитель):

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), общий стаж вождения данной категории транспортного средства, стаж работы у субъекта транспортной деятельности, стаж работы на данном транспортном средстве (данные сведения устанавливаются также в отношении других водителей — участниках ДТП (при наличии);
  • прохождение водителем медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отношении водителя, находившегося во время ДТП в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, — обстоятельства, при которых он оказался за рулем в состоянии опьянения;
  • соблюдение водителем в предшествовавший ДТП период режима труда и отдыха;
  • соблюдение водителем законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • наличие у водителя административных правонарушений в области дорожного движения и трудовой дисциплины в течение года, предшествовавшего данному происшествию, наличие взысканий у данного водителя в течение года;
  • прохождение повышения квалификации и профессионального мастерства водителя, соблюдение условий стажировки водителя;
Смотрите также:  Изменения в Правилах организованной перевозки группы детей автобусами с 1 июля 2018 года

2) в отношении транспортного средства:

  • модель транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак (для городского наземного электрического транспорта — бортовой номер), расположение рулевого управления на транспортном средстве;
  • наличие неисправностей транспортного средства в момент ДТП;
  • наличие диагностической карты, подтверждающей прохождение технического осмотра транспортного средства;
  • соблюдение периодичности технического обслуживания транспортного средства, а также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, ответственного за его проведение;
  • наличие и перечень неисправностей, обнаруженных при техническом обслуживании транспортного средства;
  • наличие письменных обращений водителя к субъекту транспортной деятельности о выявленных в процессе эксплуатации транспортного средства неисправностях;

3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего предрейсовый медицинский осмотр, соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение условий и порядка проведения предрейсового медицинского осмотра;
  • соблюдение положений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и настоящих Правил;
  • меры, принятые субъектом транспортной деятельности к водителям, имеющим административные правонарушения в области дорожного движения.

Собранные сведения необходимо подтвердить документально. Например, сведения о водителе подтверждаются копиями паспорта, водительского удостоверения, приказа о приеме на работу, листа испытания (стажировки) и т.д.

В каком виде оформляются результаты анализа ДТП в Приказе № 145 ничего не сказано, но можно оформить в виде акта, в который вносятся все перечисленные выше сведения, и к которому прикладываются копии подтверждающих документов. Акт с копиями подтверждающих документов должны храниться не менее трех лет.

Смотрите также:  Новые правила учета ДТП с 1 января 2021 года. Отменена ежемесячная сверка в ГИБДД

Так же стоит обратить внимание что в Приказе Минтранса № 145, в отличии от Приказа № 7, отсутствует требование составлять ежегодный план мероприятий по предупреждению ДТП.

Приказ Министерства транспорта РФ № 145 обязателен к исполнению для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов и эксплуатирующих автобусы и грузовые автомобили для собственных нужд.

К организациям, эксплуатирующим только легковые автомобили и только для собственных нужд, данный приказ отношения не имеет. Однако, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения», у таких организаций так же есть обязанность проводить указанный анализ, но, вместе с тем, для таких организаций нет отдельного документа регламентирующего проведение анализа причин ДТП. Поэтому для организаций эксплуатирующим только легковые автомобили для собственных нужд при проведении анализа ДТП можно применять пункт 14 Приказа Министерства транспорта РФ № 145.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

15 комментариев

  1. Алиса

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, в каком законе регламентирован срок проведения служебного расследования?

    Ответить
    • Леонид

      Алиса, есть приказ Минтранса 49 от 26 апреля 1990 года.
      Как ни странно, но он действующий.

      Ответить
      • Алиса

        Леонид, спасибо за ответ, были сомнения по поводу действия документа… организации то такой уже нет. )))

  2. Василий

    Мое мнение состоит в том, что инструктаж может проводить только человек аттестованный в УГАДН, а следовательно имеющий профильное образование или переподготовку.
    С мнением, что проводить инструктаж может любое лицо назначенное руководителем, я не согласен.
    Инструктируя водителя, необходимы знания, а знания приобретаются в процессе обучения. И только программа обучения специалиста БДД (256 часов обычно), позволяет эти знания приобрести.
    Доверять инструктировать водителей не специалисту по БДД, сравнимо тому если доверить вырезать аппендицит сантехнику а не хирургу.

    Ответить
    • Павел

      Тут выходит другой интересный момент, специалист (инженер) по БДД единица ИТР и работает по пятидневке, а ТС выезжают круглосуточно и предрейсовые инструктажи обычно проводят выпускающие механики (КТС) или диспетчеры.
      Еще в приказе интересная формулировка поо поводу предрейсовых инструктажей :
      7.2. Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту) с ним должен проводиться инструктаж (далее — предрейсовый инструктаж).

      Что же теперь, если водитель весь год катается по одному и тому же маршруту, он должен пройти инструктаж только один раз, но зачем ему тогда информация о погодных условиях.

      Я думаю они имели в течении дня, но опять же к кому это применимо, какой предрейсовый инструктаж может быть у таксистов?

      Люди писавшие приказ оторваны от реальности и производства.

      Ответить
      • Леонид

        Павел, вот мне не очень понятно почему вы пытаетесь подогнать график работы транспортной компании под график работы ответственного за БДД ? Это проблема вашего руководителя. Если не хватает одного специалиста БДД или КТС для бесперебойной работы компании, то нужно принимать в штат 3, 5, 10. Ровно столько — сколько нужно для организации нормальной работы компании.
        Если в компании есть ответственный за БДД , существует программа инструктажей , разработанная на основе инструкций по БДД специалистом и утвержденная руководителем -что мешает ответственному за тех состояние ТС проинформировать водителя о погодных условиях, опасных участков на маршруте , протяженности рейса и тд?
        Естественно при условии — назначения приказом о проведении инструктажей.
        А закорючки в приказах Минтранса нет смысла искать .Открывай любой — найдешь несоответствия .

      • Павел

        Леонид, поделитесь Вашим мнением, каким именно квалификационным требованиям должен соответствовать инструктирующий?
        КТС, ответственного за БДД или достаточно уполномочить любого другого сотрудника?

      • Леонид

        Охотно Павел . Поделюсь своим мнением. Сугубо личным.
        Цель проведения инструктажа водителя состоит в том , чтобы максимально снизить риски возникновений ДТП и донести до водителя нужную информацию.
        И априори — это естественно обязанность специалиста ответственного за ОБДД
        Но практика показывает совершенно иной результат — это может быть связано с графиком работы ИТР, с моментами когда компания разбита на отделения и тд .Это можно долго перечислять.
        Именно для этого существует делегирование каких либо полномочий приказом руководителя организации.
        Ответственным за БДД являетесь не вы, а руководитель вашей организации. Это он делегировал вам эти полномочия.
        Если инструктаж водителей проводит НЕ специалист ответственный за БДД , а сотрудник уполномоченный приказом руководителя . то мы с вами должны понимать следующее:

        Инструктаж проводится на основании программы инструктажей , разработанной специалистом ответственным за БДД
        Программа инструктажа составляется на основании инструкций . разработанных ответственным за БДД

    • Леонид

      Василий , отлично что вы когда пишете комментарии, стали к этому добавлять то , что это только ваше личное , но не авторитетное мнение.

      Ответить
      • Василий

        Леонид, судя по тому, что вы мои комментарии просматриваете и комментируете, то оно (мнение) таким продолжает быть.

    • Леонид

      Василий , я просматриваю не ваши комментарии , а комментарии всех пользователей . Просматриваю потому ,что мне интересно мнение каждого пользователя данного сайта.
      Я не хочу менять вашу точку зрения на те или иные законодательные акты, хотя она порой кроме улыбки , ничего другого не вызывают. Опыт к вам придет со временем.
      Но повторяю — это хорошо ,что вы стали писать то , что это ваше личное мнение, а не авторитетное , как вы писали ранее))))).
      Если бы пользователи этого сайта прислушивались к вашему авторитетному мнению — то до сих пор , они руководствовались вашей информацией , что Устав автомобильного транспорта ФЗ — 259 распространяет свое действие на любые организации , эксплуатирующие ТС , независимо от сферы деятельности.
      А Охрана труда и БДД никак между собой не связаны. Вы же так ранее выражались — мухи отдельно , котлеты отдельно ?
      А новый приказ Минздрава 29 н , который регулирует прохождение м/о перед приемом на работу и прохождения периодических м/о вы каким то образом связали со старым приказом Минздрава 835 н — , который регулирует порядок прохождения предрейсовых м/о.

      Хаос какой то в вашей голове происходит Василий . Вам так не кажется?

      Ответить
      • Василий

        Леонид, опыт — дело наживное, его у меня достатточно, поэтому я им охотно делюсь.
        По поводу устава, делайте что хотите, но вид сообщения — должен быть указан в путевом листе, иначе требования 368 приказа выполнены не будут. Какой вид сообщения для тех кто использьзует транспорт для собственных нужд определяется Уставом (смотрите письмо). По опыту, имел возможность подсмотреть путевые листы крупных федеральных компаний имеющих филиалы по всей россии, так у них вид сообщения указан, хотя свои авто используют для собственных нужд. У одной из компаний просто запись «Перевозка для собственных нужд в городском сообщении», для примера.
        Еще раз повторю, что я ошибся и имел ввиду 302н приказ а не 835н. Так как при специальной оценке условий труда, рабочих мест, появляется такой документ в виде приложения как «Перечень должностей». В том перечне указаны вредные факторы для каждой должности. Вопрос: по приказу 302н водитель категории С проходит мед обследование 1 раз в два года, но согласно Перечня должностей, в нем такие вредные факторы (шум, вибрация например), по которым по этому же приказу прохождение мед обследование подразумевало один раз в год, так с какой периодичностью нужно проходить обследование — один раз в год или в два года? Поскольку у меня на предприятии за периодичностью медобследований следит охрана труда, я специалист по БДД дополнительно по водителям, то возникали споры по вышеназванной причине. Но в новом 29н приказе периодичность для водителей (кроме В), не указана, придется периодичность определять по Перечню должностей.
        Мой совет Вам, Лонид: личностные оценки пользователям этого сайта не давайте, пишите и отвечайте по существу!

    • леонид

      Василий , у меня создается такое ощущение что вы мелкий интриган. Причем тут виды сообщений и виды перевозок?
      Вы в прежнем блоке авторитетно доказывали что .ФЗ — 259 Устав автомобильного транспорта распространяет свое действие на любые организации, независимо от сферы деятельности ( я художник , купил автомобиль на ООО для перевозки мольберта и кисточек) и мне придется выполнять все требования этого закона.
      Его не возможно выполнять частично как считаете вы.Требования ФЗ 259 распространяются на ПЕРЕВОЗЧИКОВ.
      Вы понимаете значение этого слова?

      Ну а если вы такой понимающий , то предлагаю вам выполнить следующие требования ФЗ — 259.
      Когда повезете ( к примеру) бухгалтера в ИФНС — не забудьте его провести по маршруту, утвержденному руководителем организации, обязательно выдать ему билет или повесить табличку ЗАКАЗНОЙ.

      Василий , вы как считаете ?

      Ответить
      • Василий

        Леонид, ни маршрут, ни табличка в этом случае не требуется. Но когда будете оформлять авто перед выездом для поездки бухгалтера в ФНС, не забудьте в путевом листе указать вид сообщения и перевозки — в городском сообщении, для собственных нужд.

  3. Павел

    Вернусь к заданному на этом сайте вопросу.
    Каким же квалификационным требованиям должен соответствовать работник, проводящий инструктаж?
    3) в отношении должностных лиц субъекта транспортной деятельности:
    фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществлявшего инструктаж водителей (в предусмотренных настоящими Правилами случаях), соответствие указанного лица квалификационным и профессиональным требованиям, соблюдение требований к проведению инструктажа в соответствии с настоящими Правилами;
    Предполагаю ответ на мое обращение в МУГАДН можно считать не актуальным.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *