О проверках Ространснадзора

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Согласно Статье 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», требования по обеспечению безопасности дорожного движения предъявляются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Эти требования распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства и ведущие свою деятельность на территории РФ. Обеспечивать организацию БДД обязаны не только компании занимающиеся такой сферой деятельности как грузовые и пассажирские перевозки, но и те компании, которые эксплуатируют транспорт на правах собственности, аренды или лизинга, даже если эксплуатация транспортных средств ведется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Во всех случаях обеспечение безопасности дорожного движения — ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Контроль и надзор за обеспечением безопасности дорожного движения осуществляет Ространснадзор. Это федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая в лице своих территориальных органов ведет контроль и надзор за деятельностью в сфере транспорта и соблюдением безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Территориальный орган Ространснадзора — Управление государственного автодорожного надзора, сокращенно УГАДН, осуществляет контроль за транспортной деятельностью в виде проверок. Проверки бывают плановые и внеплановые, а также документарные и выездные.

Плановая проверка проводится в соответствии с ежегодным планом проверок. Ежегодный план проверок хозяйствующих субъектов утверждается Начальником УГАДН и согласуется с прокуратурой. План проверок Ространснадзора включается в общий план проверок прокуратуры и размещается на сайте Ространснадзора и на сайте прокуратуры. Внеплановая проверка проводится при поступлении жалоб и обращений из любых источников, указывающих на возникновение угрозы вреда жизни и здоровью граждан или при причинении вреда жизни и здоровью граждан, по распоряжению руководителя Ространснадзора, изданное в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ, на основании требований прокуратуры в связи с поступившими обращениями и материалами.

Документарная проверка проводится по местонахождению территориального УГАДН с целью проверки сведений, содержащихся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя, с теми сведениями, которыми уже располагает Ространснадзор и УГАДН. Выездная проверка проводится непосредственно по фактическому месту нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Проверка может проводится совместно с другими органами государственного или муниципального надзора: ГИБДД, МЧС, Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Росреестр, Государственная инспекция труда и т.д.

Сведения о всех проводимых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вносятся в «Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля», который ведется и хранится в организации.

Задачами проверки является выявление и пресечение нарушений нормативных, правовых и технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса организации. Проверяется соблюдение совокупности предъявляемых обязательных требований, выполнение транспортного и дорожного законодательства.

Правовые основания проведения проверки (выписка из распоряжения УГАДН):

  • Указ президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
  • Федеральный закон РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Федеральный закон РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»
  • Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»
  • Постановление Правительства РФ от 09.06.2010 № 409 «Положение о полномочиях должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции»
  • Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 «Положение о федеральном государственном транспортном надзоре»
  • Приказ ФСНТ от 01.02.2013 № АК-117фс «Об утверждении Положения о Центральном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»
  • Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Правила учера дорожно-транспортных происшествий»
  • Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»
  • Постановление Правительства от 15.04.2011 № 272 «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом»
  • Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом»
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 20.03.17 № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
  • Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
  • Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
  • Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
  • Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 «Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
  • Приказ Минтранса РФ от 21.08.2013 №273 «Порядок оснащения транспортных средств тахографами»
  • Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 № 73 «Правила перевозки опасных грузов» (в случае осуществления данного вида деятельности)
  • Приказ Минтранса РФ от 04.07.2011 № 179 «Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов» (в случае осуществления данного вида деятельности)
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
  • Приказ Минтранса РФ от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий»
  • Приказ Минтранса РФ от 09.07.2012 № 204 «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта»
  • Приказ Минтранса России от 29.04.2013 № 144 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
Смотрите также:  Общие требования охраны труда при эксплуатации транспортных средств

Мероприятия проводимые в процессе проверки:

  • Рассмотрение документов проверяемого субъекта.
  • Обследование используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудований, транспортных средств.
  • Оценка соответствия работников занимаемым должностям и их квалификация.
  • Оценка деятельности сотрудников и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований, требований нормативно-правовых актов, лицензионных требований и условий.
  • Оценка выполняемых работ и предоставляемых услуг.

Перечень проверяемых документов (выписка из распоряжения УГАДН):

  • Копии документов заверенные организацией: уставные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в единый государственные реестр юридических лиц, свидетельство о внесении организации в реестр субъектов малого предпринимательства.
  • Документы о назначении генерального директора, штатное расписание.
  • Приказы по предприятию, касающиеся организации перевозочного процесса.
  • Документы, подтверждающие квалификацию предпринимателя, исполнительных руководителей и специалистов юридического лица.
  • Документы, подтверждающие возложение обязанностей за обеспечение БДД на конкретных должностных лиц, приказы, должностные инструкции.
  • Должностные инструкции исполнительных руководителей и специалистов связанных с обеспечением БДД.
  • Аттестационные удостоверения должностных лиц ответственных за обеспечение БДД, исполнительных руководителей и специалистов проверяемого субъекта.
  • Справку о наличии автотранспортных средств находящихся в эксплуатации (на балансе, в аренде, в лизинге и т.д.) с указанием типа, марки, года выпуска, государственного регистрационного знака, показаний одометра на момент проверки.
  • Паспорта транспортных средств или договора аренды транспортных средств находящихся в эксплуатации.
  • Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности.
  • Документы определяющие назначение транспортных средств, одобрение типа транспортных средств.
  • Документы о наличии территории для стоянки автотранспорта.
  • Список водителей с указанием возраста и даты приема на работу.
  • Трудовые договора с наёмными водителями и трудовые книжки.
  • В случае выполнения пассажирских междугородних перевозок, перевозок опасных грузов, перевозок детей — документы, подтверждающие наличие трехлетнего непрерывного стажа работы к моменту допуска на эти перевозки.
  • Медицинские справки на водителей.
  • Итоговый протокол о проведении ежегодной квалификационной подготовки водительского состава предприятия.
  • Сведения о прохождении стажировки водителей.
  • Журналы инструктажей водительского состава и инструкции, по которым проводились инструктажи.
  • За последний год: табели учета рабочего времени, месячные графики учета работы водителей на линии.
  • Путевые листы, журналы учета путевых листов.
  • Журналы учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
  • Сведения о наличии медицинского работника за последний год с копией лицензии.
  • За последний год: сведения об учёте пробегов автомобилей.
  • Сведения об организации проведения технического обслуживания автомобилей, сервисные книжки или документы учета проведения ТО-1 и ТО-2, график проведения технического обслуживания.
  • Журнал сверки ДТП с органами ГИБДД за последний год.
  • Материалы служебных расследований ДТП.
  • Полис обязательного страхования пассажиров при выполнении перевозок пассажиров.
  • Документы подтверждающие установку и калибровку тахографов.
  • Карточки учёта режима труда и отдыха водителей в тахографах.

Дополнительно представляются документы:

  • При выполнении регулярных пассажирских перевозок — договор на право осуществления перевозок, расписание движения, паспорта маршрутов, актов обследования дорожных условий на маршрутах, схемы опасных участков.
  • При выполнении перевозок опасных грузов — свидетельство о допуске транспортных средств и другие документы согласно Правилам по перевозке ОГ и ДОПОГ, в некоторых случаях — специальное разрешение на перевозку опасных грузов.
  • При выполнении заказных пассажирских перевозок — к каждому путевому листу приложить документ подтверждающий выполнение заказных перевозок, заказ-наряды, списки пассажиров, документы об оплате.
  • При осуществлении международных перевозок — документы, подтверждающие проведение сервисным центром периодической инспекции контрольных устройств на соответствие требованиям ЕСТР, свидетельства о соответствии автотранспортных средств требованиям СПС (при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов), листы учета режима труда и отдыха водителей (тахограммы).

На момент проверки возможно что перечень документов может отличаться так как постоянно меняется законодательство. Также перечень документов может варьироваться в зависимости от региона проверки (субъекта РФ).

Смотрите также:  Штраф за отсутствие тахографа с 1 ноября 2019 года

И так, о сроках плановой проверки, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен сам узнать заранее на сайте территориального УГАДН или на сайте прокуратуры. В разделе «план проверок» представлен годовой план проверок с перечнем организаций подпадающих под проверки, краткая информация об этих организациях и основания для проверки. Соответственно информации о внеплановых проверках здесь нет.

Далее, не менее чем за три дня до начала проверки, инспектор УГАДН обязан письменно уведомит об этом юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. В адрес организации направляется «Распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица». В распоряжении указывается следующая информация: в отношении кого проводится проверка (наименование организации и адрес), кем проводится проверка, цель проверки, сроки проверки, правовые основания для проверки и указывается перечень документов которые необходимо предоставить проверяющему.

В ходе проверки необходимо предоставить инспектору все необходимые документы согласно перечня указанного в распоряжении. Кроме этого, в ходе проверки, исследуется материально-техническая база, это автомобили, стоянки, помещения и т.д.

Плановые проверки УГАДН проводятся по проверочным листам, которые утверждены руководителем органа и размещены в свободном доступе на сайте Ространснадзора. Так же действующие на сегодняшний день проверочные листы можно найти у нас на сайте в разделе » Статьи».

На сегодняшний день Приказом Ространснадзора от 13.09.2017 № ВБ-883фс «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального государственного транспортного надзора в области автомобильного транспорта» утверждены следующие формы проверочных листов:

  • Проверочный лист (список контрольных вопросов), применяемый при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением обязательных требований в области автомобильного транспорта, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе международными договорами Российской Федерации при перевозке грузов;

  • Проверочный лист (список контрольных вопросов), применяемый при осуществлении федерального государственного транспортного надзора за соблюдением обязательных требований в области автомобильного транспорта, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе международными договорами Российской Федерации при перевозке пассажиров.

По результатам проверки инспектором составляется «Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица». В акте указывается: кто, где и когда проводил проверку, кто присутствовал со стороны юридического лица, перечень нарушений выявленных в ходе проверки. К акту прилагаются копии учредительных документов организации и копии различных документов с выявленными нарушениями. Акт и приложения к нему составляются в двух экземплярах для каждой стороны и подписываются инспектором и представителем юридического лица. Соответственно представитель юридического лица должен иметь доверенность на право подписи акта. В приложении к акту перечисляются все аспекты проверки юридического лица:

  • сведения из регистрационных документов юридического лица;
  • адреса проверки;
  • данные о количестве транспортных средствах находящихся в эксплуатации;
  • данные о количестве воителей;
  • сведения о квалификации и аттестации ответственных специалистов;
  • сведения о заключенных договорах на ремонт и обслуживание транспортных средств, медобслуживание, стоянку и т.д.

Подробно описывается результат проверки следующих организационных процессов:

  • ведение путевой документации;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • эксплуатация транспортных средств и их обслуживание и ремонт;
  • предрейсовый технический контроль транспортных средств;
  • проведение обязательных медосмотров;
  • хранения (стоянка) транспортных средств;
  • профилактики ДТП;
  • инструктажи;
  • стажировка и квалификация водителей;
  • аттестация и квалификация должностных лиц;
  • выполнение требований надзорных органов в ходе проверки.

Подписание акта представителем юридического лица означает его согласие со всеми нарушениями выявленными в ходе проверки.

На основании этого инспектором составляется и передается представителю юридического лица «Предписание» которым обязывают юридическое лицо провести мероприятия по устранению нарушений транспортного законодательства, выявленных в ходе проверки. В предписании перечисляются наименования необходимых мероприятий и сроки их исполнения. Невыполнение предписания в полном объёме является административным нарушением, ответственность за которое предусмотрена Статьей 19.5 КоАП РФ.

После устранения юридическим лицом всех перечисленных нарушений и проведения указанных мероприятий необходимо в письменном виде уведомить об этом надзорный орган проводивший проверку. На имя инспектора отправляется уведомление с перечнем проводимых мероприятий и результатом их исполнения.

После получения инспектором уведомления об устранении нарушений проводится повторная проверка. В этот раз проверяются только исполнение предписания, ничего дополнительного сверх предписания инспектор проверять не должен.

По результатам этой проверки снова составляется «Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица». В акте перечисляется выявлены или не выявлены ранее обнаруженные нарушения. Если нарушений не выявлено то на этом проверка заканчивается.

Если же не все нарушения устранены инспектор указывает это в акте и накладывает штрафы в соответствии с нарушениями.

Напоминаем, что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

6 комментариев

  1. Алексей

    Здравствуйте.
    Будьте добры, подскажите. Вправе ли транс надзор проверять аутстафф компанию (которая предоставляет только водителей) при внеплановой проверки собственника ТС?

  2. Василий

    Еще раз убеждаюсь, это самый полезный сайт в области БДД. Если что-то забыл, посмотрел, все ясно и понятно.
    Серафим, начались проверки транснадзора, актуализируйте пожалуйста эту статью. С просьбой, в конце, поделиться своим опытом сдачи проверки. Сайт набрал достаточно аудитории, будет интересно.

  3. Леонид

    Обеспечивать организацию БДД обязаны не только компании занимающиеся такой сферой деятельности как грузовые и пассажирские перевозки, но и те компании, которые эксплуатируют транспорт на правах собственности, аренды или лизинга, даже если эксплуатация транспортных средств ведется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Во всех случаях обеспечение безопасности дорожного движения — ОБЯЗАТЕЛЬНО! Контроль и надзор за обеспечением безопасности дорожного движения осуществляет Ространснадзор.

    УГАДН не имеет права проводить проверки юр лиц и ИП эксплуатирующих ТС для собственных нужд. Нет у них таких полномочий.

    • Зуев Серафим

      Вы правы. По этому поводу на сайте размещена статья trans-otdel.ru/проверка-угадн/ где сделан следующий вывод:
      1. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения, в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств в рамках закона «О БДД», осуществляется органами ГИБДД;
      2. УГАДН проверяет только те юридические лица и ИП которые осуществляют перевозочную деятельность в рамках Устава автомобильного транспорта.

      Статья была написана давно и законодательство с тех пор изменилось, в частности произошли изменения статьи 20 закона «О БДД». В пункт 2 можно добавить организации эксплуатирующие автобусы для собственных нужд, так как теперь это лицензируемый вид деятельности.

  4. Алексей

    Здравствуйте.
    Будьте добры, подскажите. А есть ли разработанные правила для водителя при приеме (при закреплении за ним) служебного автомобиля. Точне что и как он должен проверять в техническом и документарной плане?

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      В нормативном законодательстве РФ нет обязанности закреплять водителя за конкретным автомобилем.

Comments are closed.