Лицензия на перевозку пассажиров для собственных нужд

Здравствуйте, уважаемые читатели.

21 декабря 2018 года вступили в силу изменения в Статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Знаковым в этих изменениях является пункт 2 Статьи 20 в котором перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд приравняли к перевозочной деятельности.

На этом законодатели не остановились и издали Федеральный закон РФ от 30 октября 2018 года № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами». Данный закон вносит изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Сначала рассмотрим Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если кратко сформулировать суть изменений то теперь для перевозок пассажиров для собственных нужд в автобусе (в автомобильном транспорте оборудованном для перевозок более 8 человек) необходимо будет получать лицензию. Ранее лицензия требовалась для перевозок пассажиров автобусами, за исключением перевозок по заказам либо для собственных нужд юрлица или ИП. То есть если организация не занимается перевозочной деятельностью но есть автобус (автомобильный транспорт оборудованный для перевозок более 8 человек) для перевозки собственных сотрудников — необходимо получать лицензию на перевозку иных лиц автобусами.

Так, до вступления в силу изменений, выглядел пункт 24 Перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии:

  • деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

А так, в новой редакции, выглядит пункт 24 Перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии:

  • деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

То есть теперь нужно получать лицензию на любые перевозки пассажиров и иных лиц автобусами имеющими более 8 сидячих мест. Но это не касается автобусов пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, следственных органов и силовых структур. Так же лицензия не потребуется для перевозок автобусами вне автомобильных дорог общего пользования.

Для получения лицензии необходимо подать заявление и пакет документов лицензирующему органу, в Ространснадзор. Сделать это можно и в электронном виде. Лицензирующий орган в течение сорока пяти рабочих дней со дня получения заявления должен его рассмотреть и направить юридическому лицу или ИП выписку из положительного решения или уведомление об отказе. В этот период лицензирующий орган может назначить внеплановую проверку, предметом которой является проверки соответствующей документации, состояние транспорта, помещений, зданий, сооружений, оборудования и т.д..

Смотрите также:  Ответственный за эксплуатацию тахографов

Отсюда вытекают следующие изменения которые отражены в Федеральном законе РФ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Глава 1 закона дополнена пунктом 3.2. «Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», где подпункт 5 выглядит следующим образом:

  • Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается.

В данном пункте говорится о том что запрещено заниматься перевозками с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий. То есть помимо получения самой лицензии на перевозки автобусами, еще необходимо внести в специальный реестр сведения об этих автобусах. Об этом сказано в пункте 2 Статье 3.2, которой дополнили Устав:

  • Включение в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности дополнительных транспортных средствах, исключение сведений о транспортных средствах из реестра лицензий осуществляются на основании заявления лицензиата в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, с учетом положений настоящей статьи.

Автобусы включаются в реестр по отдельному заявлению к которому прилагаются документы подтверждающие право владения указанными транспортными средствами. Заявление рассматривается в течение трех рабочих дней. В этот же срок лицензирующий орган направляет лицензиату в порядке, установленном положением о лицензировании соответствующего вида деятельности, выписку из решения о включении сведений об указанных в заявлении транспортных средствах в реестр лицензий или уведомление об отказе во включении данных сведений в реестр лицензий.

Кроме того в Устав включена Статья 7.1. согласно которой:

  • Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию такого уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.

На ряду с этим отменены плановые проверки лицензируемой деятельности в рамках госнадзора в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Также в плановом режиме не будут проверять юрлиц и ИП, эксплуатирующих транспортные средства. Это следует из изменений внесенных в часть 3 Статьи 3.1.:

  • Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности требований (за исключением лицензионных требований в области автомобильного транспорта), установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее — обязательные требования). При осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся.

Проверки будут только внеплановыми которые, как правило, назначаются при обнаружении каких либо нарушений.

Федеральный закон опубликован 2 ноября 2018 года. Данные изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть 1 марта 2019 года. С этого дня законом предусмотрен переходный период до 29 июня 2019 года в течение которого необходимо получить лицензию. Об этом сказано в Статье 6 Федеральный закон № 386-ФЗ:

  • В целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.
Смотрите также:  Путевой лист с 1 сентября 2023 г. Изменения в Приказе Минтранса № 390

Из этой статьи видим что отчёт отведенного на оформление лицензии время идет с момента вступления в силу пункта 2 статьи 4. А согласно статьи 7 данного закона пункт 2 статьи 4 вступает в силу по истечении ста двадцати дней с момента публикации закона:

  • Статьи 2, 3 и пункты 1, 2 статьи 4 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Еще раз повторюсь о сроках:

  • закон опубликован 2.11.18;
  • пункт 2 статьи 4 закона вступает в силу через сто двадцать дней с момента опубликования закона, то есть с 1.03.19, именно с этого момента появляется обязанность оформлять лицензию;
  • запрет на эксплуатацию автобусов без лицензии наступает по истечении следующих ста двадцати дней с момента вступления в силу пункта 2 статьи 4, то есть с 29.06.19 эксплуатация автобусов без лицензии не допускается.

Переходный период в сто двадцать дней, с 1 марта по 29 июня, дан на оформление лицензии, так как это процедура может занять значительное время, сорок пять дней дается только на рассмотрение документов лицензирующими органами. А если по какой либо причине будет отказано то процедура может значительно затянутся. По этому необходимо уложиться в эти сроки.

Согласно Статьи 14.1.2 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан и должностных лиц — пятидесят тысяч рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей — сто тысяч рублей;
  • на юридических лиц — четыреста тысяч рублей.

В одной из следующих статей подробно разберем процедуру получения лицензии на перевозку пассажиров автобусами (автотранспортом вместимостью более восьми человек).

Пишите свои комментарии.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

32 комментария

  1. Тельман

    Здраствуйте ! Вы можете помочь с лицензией ?
    Мой номер *********** свяжитесь со мной !

  2. Оксана

    Здравствуйте. Подскажите, есть автобус 15 мест, в страховом полисе указано для использования в личных целях, Но автобус включён в реестр. Правильно ли оформлен полис и может ли автобус включённый в реестр использоваться в личных целях?

  3. Максим

    Серафим, добрый день!
    Подскажите пожалуйста, вот в каком вопросе. У нас имеется автобус и имеется лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Водитель управляющий автобусом не состоит в штате организации, он является сотрудником сторонней организации с которой у нас заключен договор на предоставление услуг по предоставлению персонала. Помимо этого перевозим сотрудников других организаций для собственных нужд с которыми у нас договорные отношения. Коммерческими перевозками не занимаемся. Плату за проезд не берем, договоров фрахтования на перевозку не заключаем. Правомерно ли использовать не своего водителя? Можем ли мы перевозить сотрудников сторонних организаций, которые находятся с нами в договорных отношениях нашим автобусом и необходимо ли оформлять ОСГОП? Спасибо.

  4. Сергей

    Скажите у меня большая семья и микроавтобус на 15 мест .Не для каких коммерческих целей не используется я физическое лицо.Мне лицензия не нужна так как тогда мне нужно будет открывать не нужное ИП.Могу ли я возить семью без всяких лицензий и тахографов?

  5. Денис

    добрый день! Подскажите, а нужно ли делать страховку на перевозку пассажиров ОСОП , если организация возит своих сотрудников и сотрудников другой организации (перевозка бесплатная) ?

    • Зуев Серафим

      Если организация перевозит сотрудников на собственном транспорте, то перевозчиком с точки зрения законов она не является. Билеты при этом не продает, договор фрахтования не заключает, соответсвенно страхование ОСГОП не требуется.

  6. Евгения

    Добрый вечер.
    Мы крупная производственная компания. Собственными автобусами доставляем работников на работу и с работы.
    Лицензию на перевозку иных лиц для собственных нужд получили в июле 2019 года.
    Вопрос: в автобусе (или у водителя) должна быть копия лицензии? Если да, то в каком нормативном акте это требование указано.
    P.S Выше Вам ужезадавали этот вопрос (Сергей 04.07.2019 (09:57), но ответа Вы не дали…

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

      Статья 7.1. Требование о наличии на транспортном средстве копии уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности

      Перевозчик, осуществляющий виды деятельности, о начале осуществления которых подаются уведомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан иметь на каждом транспортном средстве копию такого уведомления с отметкой органа государственного надзора, осуществляющего прием такого уведомления.

  7. Наталья

    Добрый день. Так я и не поняла, если автобус используется только в личных целях и перевозит родных и близких нужна ли лицензия и тахограф, у нас инсп.ГИБДД постоянно проверяют и требуют документы, грозят штрафом и изъятием автобуса. Поясните пожалуйста и где можно взять официальный ответ на данный вопрос. чтобы показывать инспекторам?

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      О лицензии

      Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ:
      Статья 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

      Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
      Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии

      24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;

      Итог: если Вы являетесь юридическим лицом или ИП и при этом эксплуатируете автобус, тогда на Вас распространяется действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Вам необходимо получать лицензию.
      В остальных случаях этого не требуется, в том числе если владелец автобуса является физлицо.

      • Дмитрий

        Серафим, день добрый! Если ситуация такова, что физическое лицо осуществляет перевозку пассажиров на автобусе более 8 мест без лицензии. Карты маршрута нет, заказ-наряда тоже. По какой статье его возможно привлечь?

      • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

        1.Незаконная предпринимательская деятельность.
        2.Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии.

  8. Татьяна

    Школьный автобус подвозил детей из удаленного района как к школе, которой он принадлежит, так и к соседней школе (безвозмездно по договору), также подвозил детей других школ на мероприятия, в летний лагерь. Теперь при получении лицензии для собственных нужд уже нельзя возить детей других школ?

  9. Юлия

    Давно искала подобное, спасибо очень интересно!

  10. Андрей

    Здравствуйте, меня зовут Андрей, я планирую заняться перевозками пассажиров на собственном автобусе 13 мест (Газель). Тахограф и глонасс я установлю сам. Для получения лицензии мне необходим договор на медицинские, предрейсовые осмотры и механик по выпуску машин?

  11. Сергей

    Добрый день!
    Получили лицензию на «перевозки автобусами иных лиц для собственных нужд», какие документы относящиеся к лицензии(её копия, копия выписки и т.п.) должен возить с собой водитель и показывать сотрудникам ГИБДД?
    Спасибо.

  12. Ольга

    Добрый день, организация использует для перевозки своих сотрудников УАЗ 220695-330 ( буханка). , 10 — местный, разрешенной массой 2790 кг.
    Необходимо ли оформить лицензию?

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Все юрлица и ИП — владельцы автобусов (более 8 мест) обязаны получить лицензию на перевозку пассажиров. В статье всё подробно описано.

    • Сергей

      Здравствуйте! Мы спортивная школа, получили лицензию на «Перевозку автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд» имеем ли мы право заниматься безвозмездно извозом детей другой образовательной организации (организованная перевозка) по договору фрахтования? Заранее большое спасибо!

  13. Виталий

    здравствуйте. подскажите, при заполнении заявления по категорированию автобуса ПАЗ, который используется для перевозки собственных сотрудников , в графе «О» указывается также «перевозка пассажиров»?

  14. Евгений Борисович

    Добрый день!
    Юридически фирма зарегистрирована в Москве. Офис в Москве.
    Транспорт, перевозящий теперь «иных лиц» (наши сотрудники) осуществляет перевозку в районе крайнего севера. (Тундра).
    Сам транспорт, это «Вахтовки»
    Вопрос:
    1. Лицензию должен выдавать РОСТРАНСНАДЗОР г. Москвы?
    2. Перед подачей всех документов для получения лицензии, Мы должны провести «категорирование» всего нашего транспорта, перевозящего «иных лиц»?
    3. По «категорированию» «Объектов транспортной инфраструктуры». Мы работаем в тундре. У нас по проекту эта инфраструктура называется «Рабочий посёлок». У нас там ремонтно-производственная база (не капитального строительства, всё временные), нигде эти ремонтно-производственные помещения юридически не зафиксированы.
    Если мы не сможем произвести «категорирование» этой инфраструктуры, нам выдадут лицензию или нет?
    4. Включение транспорта в реестр лицензий может производить только то юридическое лицо, которое имеет лицензию? Или любое юридическое лицо, у которого есть автобус, и он потом планирует просто сдавать этот автобус в аренду юридическому лицу у которого есть лицензия?

  15. Геннадий

    Добрый день! У нас в Муниципальном автономном учреждении культуры имеются автобус ПАЗ и пассажирская Газель, на котором мы перевозим своих артистов до места выступления. Нам тоже необходимо получить лицензию?

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Здравствуйте, Геннадий.
      В Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в пункте 24 Статьи 12 Перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии, указано:
      Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
      1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

      24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

      То есть если в организации есть автобус (автомобильный транспорт оборудованный для перевозок более 8 человек) и организация не является пожарной охраной, скорой помощью, полицией, МЧС и т.д., то возможны два варианта: либо вы перевозите пассажиров, либо иных лиц. Перевозка пассажиров это когда перевозят за плату, всё остальное это перевозка иных лиц. Ранее лицензия требовалась только для перевозок пассажиров, теперь лицензия требуется и для перевозок иных лиц.
      Вывод: если начиная с июля 2019 года в организации будет автобус и планируется перевозить в нем людей — нужно получать лицензию.

      • Геннадий

        Спасибо большое! Подскажите тогда, где получить необходимый перечень документов для получения лицензии и порядок оформления лицензии, и куда обращаться?

      • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

        Для получения перечня необходимых документов обратитесь в территориальный Ространснадзор. Они же и выдают лицензии.

  16. Артем

    Добрый день.
    Мы, транспортная компания. В основном у нас легковые автомобили, но есть и один Мерседес Спринтер 19 мест, Данный микроавтобус работает по заявкам от наших клиентов. Ранее нам не требовалась лицензия. Сейчас будет нужна?

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Да, теперь требуется лицензия. Ранее лицензия требовалась для перевозки пассажиров за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Теперь это исключение убрали.

  17. Роман

    Добрый день! Мы являемся держателем лицензии. Согласно ФЗ-386 с 1 марта 2019 до 1 июля 2019 должны лицензию
    переоформить (изменить название). Есть ли на сегодняшний день документ (порядок) данной процедуры?

  18. Павел

    добрый день. можно ссылку, куда обращаться в ространснадзор.

    • Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

      Здравствуйте.
      Ространснадзор имеет территориальные органы — УГАДН. Обращаться нужно в зависимости от Вашего региона.
      Например, ссылка на УГАДН по Московской области: http://ugadn50.tu.rostransnadzor.ru/контакты
      Ссылка на общий перечень территориальных органов УГАДН: http://trans-otdel.ru/территориальные-органы-угадн/

      • Леонид

        Добрый день. Нужна ли лицензионная карточка водителя, если автобус свыше 8 пассажирских мест используется для перевозки сотрудников предприятия

      • Зуев Серафим

        Для перевозок сотрудников предприятия автобусами необходимо получить лицензию.
        С 1 марта 2019 года внесены изменения в Федеральный закон РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которого лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами за исключением перевозок, выполняемых автобусами:
        -пожарной охраны;
        -скорой медицинской помощи;
        -полиции;
        -аварийно-спасательных служб;
        -военной автомобильной инспекции;
        -федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
        -федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
        -Вооруженных Сил Российской Федерации;
        -войск национальной гвардии Российской Федерации;
        -следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
        -без использования автомобильных дорог общего пользования.
        Таким образом, лицензию необходимо получить всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые эксплуатируют автобусы (за исключением перечисленного выше).

Comments are closed.