Вопрос:
Прошу Вас дать разъяснение по следующим вопросам.
01 января 2021 года утратил силу порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденный Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 2018 г. № 296.
1. Возникает ли обязанность у юридических лиц и ИП эксплуатирующих ТС проводить предрейсовый/предсменный контроль тех состояния ТС и если да, то каким нормативно – правовым документом при этом руководствоваться?
01 января 2021 года утратил силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». Согласно п 17 до водителей должна была доводиться информация путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
2. В связи с этим вопрос: возникает ли у юридических лиц и ИП эксплуатирующих ТС проводить данные виды инструктажей после отмены этого приказа?
Ответ:
Уважаемый Леонид Борисович!
Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение от 7 апреля 2021 г. № 67836 и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В настоящее время в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) за Минтрансом России закреплены полномочия по установлению порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Данные полномочия были реализованы посредством издания приказов Минтранса России от 8 августа 2018 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее – Приказ № 296), от 15 января 2014 г. № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее – Приказ № 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств» данные приказы были признаны утратившими силу.
Новой целевой структурой нормативного регулирования в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта, формируемой в рамках «регуляторной гильотины», не предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств и соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Рабочей группой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере автомобильного транспорта при Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы новая целевая структура нормативного регулирования в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта была поддержана (протокол рабочей группы от 10 декабря 2019 г. № 3). Новая целевая структура нормативного регулирования в указанной сфере предусматривает повышение эффективности государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов за счет контроля конечного результата внутрипроизводственной деятельности предприятий автомобильного транспорта (принцип «контроль результата, а не процесса»).
В рамках формирования указанной целевой структуры Минтрансом России подготовлены проекты федеральных законов «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте», которые включают в себя, в том числе отдельные нормы указанных приказов Минтранса России, которые не установлены другими нормативными правовыми актами.
Вместе с тем в целях исключения правового пробела в законодательстве Российской Федерации Минтрансом России подготовлены проекты приказов взамен Приказа № 7 и Приказа № 296 Подготовленный взамен Приказа № 7 проект приказа подготавливается к направлению в Минюст России на государственную регистрацию, подготовленный взамен Приказа № 296 проект приказа дорабатывается по замечаниям Минюста России.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее − ТК РФ) работодатель обязан обеспечить проведение инструктажа по охране труда. Кроме того, в соответствии с пунктом 15.2 Профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2020 г. № 282, проведение вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей водителей, инструктирование водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, с учетом состояния дорог, особенностей дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях относится к навыкам специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, назначать которого, обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие перевозки, а также перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.
Таким образом, по мнению Департамента, до утверждения приказа взамен приказа № 7, проведение инструктажей должно обеспечиваться специалистом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, в рамках исполнения статьи 212 ТК РФ, а также в рамках пункта 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ.
Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта В.В. Луговенко.
Приказ минтранса от 15.01.2021 г. № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
Василий, там кто то , кому-то грозился руку пожать, если этот приказ появиться))) ?
Жму руку
Принято.
Обсудим когда Серафим опубликует в отдельном блоке.
Хотя , на мой взгляд , там и обсуждать нечего. Практически ничего нового.
Непонятно , зачем отменять прежний 296 если не вносить никах корректив?
Прежде всего для контроля технического состояния транспортных средств перед выездом. А уж потом для проверяющих органов.
Все законы и нормативные документы, действительно сейчас пишут люди не связанные с реальностью и не имеющие представления об организации работы автомобильного транспорта.
Посмотри все приказы и законы принятые Д.А Медведевым все сошли на НЕТ.
5+
Главное отметку делаем в путевом листе «Выпуск на линию. Разрешен»
Сергей , да не отметка в путевом листе нужна.
Вы эти мероприятия для чего проводите? Для того чтобы надзорные органы вам вопросов не задавали ?
У меня к этому другой подход.
Я тоже часто пишу в Минтранс и ответы приходят подобного содержания, вместо разъяснения, льют воду.
Такое ощущение, что пишут иные люди, никак не связанные с Минтрансом.
Сергей , да если бы вода была налита , я бы не обратил внимания. Они всегда так отвечают.
Но там же конкретный ответ — проект приказа вместо 296 в стадии доработки. А пока , примерно так до сентября,предрейсовый контроль тех состояния проводить не нужно.
Эти ответы наверно либо уборщица дает . Я других вариантов не вижу.
Согласен на счет уборщицы или практиканты, которым это могут поручить…. Потом слова местами поменяли и положили на подпись (не читая подписали). У меня бы мой руководитель меня на … таскал месяц за такое…
Добрый день Леонид.
Вы вот с глупостями к Минтрансу лезете, а там на данный момент задача стоит в утверждении проекта ФЗ «Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте» который будет содержать и конкретизировать уже имеющиеся нормы. Ну а заодно данный проект введет цифровизацию и переход к обязательному безбумажному документообороту на транспорте. А документооборот будут вести частные операторы утвержденные Минтрансом.
Короче будем путевки и накладные в электронном виде в частных конторах хранить за свои деньги.
Минтранс прибыль подсчитывает, а Вы к ним с инструктажами…
Максим , я бы конечно с удовольствием последовал советам Минтранса и не проводил бы предрейсовый контроль до вступления в силу нового Порядка.
Только вот боюсь , что грузовик из моего автопарка кого — нибудь пардон, уе —- т по причине отказавшей тормозной системы.
Я потом что буду говорить ?
Что это господин Луговенко мне насоветовал не проводить предрейсовый контроль ?)))))
Леонид, принцип «контроль результата, а не процесса» говорит о том, что хочешь то и твори… но если вдруг, то в путевом листе стоит подпись конкретного человека который в случае отказа тормозов и будет отвечать.
Дяденьки в погонах с эмблемой (с скрещенными мечами и щитом), будет все равно на письмо. Откроет 196 закон статью 20 и спросит почему не провели предрейсовый контроль. А про письмо он скажет, что оно носит рекомендательный характер и не является руководством.
Максим ,а подписывать ничего не придется . Что своей подписью заверять ?
Нам же ясно объяснили проведение предрейсового контроля тех состояния на сегодняшний день не предусмотрено.
Я когда получил этот ответ, то долго пытался понять смысл написанного.
Новой целевой структурой нормативного регулирования в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта НЕ предусматривается обязанность хозяйствующих субъектов организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.
Но в месте с тем Приказ № 296 проект приказа дорабатывается по замечаниям Минюста России.
А пока он не доработан ( месяцев 7 , 8 ,где то так) предрейсовый контроль тех состояния проводить не нужно.
Совсем плохонько с кукушкой у нашего законодателя стало…….
Леонид! Я считаю, что вы немного передергиваете разъяснение Минтранса (но только немного!). Хотелось бы для начала получить пояснение от кого-нибудь, что подразумевается под понятием «Новая целевая структура нормативного регулирования в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта»? И если Департамент Минтранса в целях «исключения правового пробела в законодательстве Российской Федерации» занимается дальнейшей проработкой заменителей приказов №№7 и 296, то насколько затянется внедрение-введение этой «новой целевой структуры…»? Т.е. перефразируя можно спросить: «когда всех контролеров увольнять?» Давайте вместе обсуждать!
А то что с «плохонько с кукушкой у нашего законодателя стало…», так это уже давно.
Ну да, действительно, что то я не подумал прежде чем туда обратится.
Сказано же ясно — все приказы отменены, новых нет. Поджидайте.
А пока выпускайте транспорт без прохождения контроля. Можно.
Принято.
Обсудим когда Серафим опубликует в отдельном блоке.
Хотя , на мой взгляд , там и обсуждать нечего. Практически ничего нового.
Непонятно , зачем отменять прежний 296 если не вносить никах корректив?