Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Нужно ли проходить техническое обслуживание транспортных средств, и с какой периодичностью?
Для ответа на этот вопрос достаточно обратиться к Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Именно в нем прописана обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять техническое обслуживание транспортных средств. Об этом сказано в пункте 1 Статьи 20 Федерального закона. Приведу полный текст этого пункта.
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:
- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
- не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами в соответствии с пунктом 13 статьи 25 настоящего Федерального закона;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
- обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей данных транспортных средств;
- оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее — тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Обратите внимание что обязанность проведения технического обслуживания транспортных средств распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей эксплуатирующих автомобильный транспорт. То есть этот пункт касается всех организаций без исключения, и не зависит от рода деятельности организации и типа транспорта.
Периодичность технического обслуживания так же определена пунктом 1 Статьи 20 — в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств.
Кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требование о периодическом проведении технического обслуживания транспортных средств распространяется и на физической каких лиц. Но не на всех автовладельцев, а только на тех кто эксплуатирует грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3500 килограммов, и автобусы. Об этом так же сказано в новой редакции Статьи 20 закона. Пункт 3 закона гласит:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств.
Кстати, в предыдущей редакции закона «О БДД», действующей до 21 декабря 2018 года, в Статье 20 требование о проведении технического обслуживания отсутствовало.
На сегодняшний день в действующем законодательстве не предусмотрены штрафы за несвоевременное прохождение технического обслуживания. Однако, вполне возможно, что указанные штрафы могут появятся в будущем.
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Добрый день. Какими документами должно оформляться техническое обслуживание? Проверяющие требуют с нас графики прохождения ТО, ведомости неисправностей.